Как небо, меняя тона: «Маяковский» в театре Луны

маяковский


Владимира Маяковского можно любить или не любить, понимать или не понимать, соглашаться с ним или не соглашаться, но с одним поспорить никак нельзя: это один из самых ярких, оригинальных и самобытных поэтов двадцатого века. Его стихи и сегодня поражают воображение и, что бы ни говорили недоброжелатели, по-прежнему волнуют, греют и заражают.
К юбилею поэта «Театр Луны» поставил незаурядный мюзикл. Непривычно короткий, он идёт всего полтора часа, но большего и не требуется: за этот маленький промежуток перед нами, как в калейдоскопе, проносится вся жизнь поэта.
Спектакль открывает танец-марш, танец-торжество жизни, танец-манифест крепких, пышущих силами парней и девушек в огненно-красных косынках, полный революционного пыла и молодого задора. Как по волшебству, он сменяется мистическим, пугающим, пробирающим до костей, почти шаманским полусном-откровением, в котором нам впервые является сам поэт. Александр Песков, которому выпала непростая задача воплотить эту роль, справился с ней великолепно. Его Маяковский получился сложным и многогранным настолько, что порой сквозь образ Владимира Владимировича отчётливо проступает даже лик Владимира Семёновича, что, на мой взгляд, только усиливает зрительскую симпатию – да и почему бы нет, в конце концов, у Высоцкого ведь тоже в этом году юбилей.


Яркими контрастными штрихами, не размениваясь по мелочам, режиссёр Александр Рыхлов рисует путь поэта. Здесь и дерзкие футуристы, и изнеженные декадентки, и деловитые актёры, и простоватые матросы. Все эти роли воплотила в великолепных хореографических номерах скромная по составу группа.
Конечно, не обошлось без любви. Женщин в жизни Маяковского было много, в спектакле их только три, и исполнительницы трёх этих ролей участвуют во всех без исключения танцах, сменяя образ за образом легко и без усилий. Главную музу Маяковского сыграла Янина Студилина. Её Лиля Брик получилась именно такой женщиной, какая только и могла свести с ума поэта – хищной, циничной, предприимчивой и по-своему очень обаятельной. Резко контрастируют с ней трогательная и нежная Эльза Триоле, так пронзительно и безнадёжно влюблённая (Вероника Лысакова) и юная, беспечная Нора Полонская, искренне не понимающая силу своего влияния на Маяковского (Лилия Сайфуллина).


И, наверное, уже по традиции не могу не восхититься мастерством Владимира Тягичева. Самую крошечную, самую, казалось бы, незначительную роль он способен исполнить так, что весь спектакль заиграет совершенно новыми красками, хотя казалось бы, каких только красок в нём нет! Контраст сменяет контраст, каждому из многочисленных альтер-эго поэта режиссёр умно и тонко противопоставляет его полную противоположность. Прямолинейному, грубому молодому Маяковскому резко противоречат манерный и жеманный Игорь Северянин (Дмитрий Новицкий) и подобострастно-угодливый Осип Брик (Александр Бобров). Маяковскому зрелому, попавшему под каблук меркантильной Лили и уставшему в погоне за славой и деньгами – до прозрачности светлый и чистый, «не от мира сего» Велимир Хлебников (Артур Походня). Ну а совсем ещё не старому, но уже до предела измученному человеку, разочарованному в своей жизни и любви, в своём пути и творчестве, готовому выстрелом поставить точку – та самая полная сил молодёжь, которая точно знает, что история поэта не заканчивается этим выстрелом, она не заканчивается вообще – ведь его стих трудом громаду лет прорвёт.

Александра Жуковская специально для Musecube
Фоторепортаж Любови Гайворонской можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.