Как все нервны и сколько любви

В вечер вторника, 21 апреля, в дворике Театра Дождей было многолюдно: пришла группа подростков, которых привели на «классику». Им полезно, да и нам, взрослым, вспомнить и переосмыслить тоже иногда нужно. В тот день случилась «Чайка», успевшая полюбиться зрителям Театра Дождей – на неё ходят несколько раз, и каждый раз открывают в этой постановке новые грани. Спектакль Натальи Никитиной – один из самых старых в репертуаре театра: «Чайка» впервые увидела свет в 1986 году.

Должно быть, самая главная находка спектакля – это Борис Тригорин (Александр Маков). У многих этот персонаж вызывает неприязнь и даже презрение, ведь именно он от нечего делать погубил влюбленную в него Нину, «как ту чайку». К тому же живёт за счёт жены, да и вообще неприятный тип. Но только не здесь: в исполнении Александра Макова он вполне симпатичный и обаятельный, нет в нём коварства и жестокости, которых от него ждёшь. «Такого Тригорина нет ни в одном театре города» — говорят старожили – посетители Театра Дождей со стажем. Скорее он, как и все персонажи, запутавшийся человек, который разрывается между внезапно нахлынувшим чувством к юной девушке и сытой, комфортной жизнью. А отдушина у него только одна – рыбная ловля, когда поутру сидишь на берегу да смотришь на поплавок.

 

Трагичен и Треплев, в блистательном исполнении Ильи Божко, занятого во многих спектаклях театра. Его герой чувствителен, раним и чрезвычайно одинок, не находит понимания даже у собственной матери, которую искренне любит и ждёт от неё внимания. Как многие талантливые молодые люди, Константин Треплев, начинающий драматург, ищет новые формы в искусстве. Он пишет авангардную пьесу, в которой нет ничего того, что присуще классическому театру: диалогов и сюжета как такового. Только пространные рассуждения о львах, куропатках и пауках.

 

Вот и выходит, что пьеса, которая стала началом «актёрской карьеры» Заречной, публике не понравилась, её никто не понял. Кроме доктора Дорна (Валерий Саломахин), самого гармоничного персонажа постановки Театра Дождей. Глядя на окружающих с философской грустью, он всё понимает, но держит это при себе. Потому что каждый сам выбирает свою судьбу. Нина (Анастасия Никитина) решает уехать в Москву в надежде стать актрисой. А Маша (Элина Аксёнова) выходит замуж за того, кого она не любит, вместо того, чтобы попытаться открыться Треплеву и стать счастливой. В конечном итоге все беспросветно несчастны, и ничего здесь не поделаешь.

 

Должно быть, в первую очередь пьеса «Чайка» рассказывает о любви. К сожалению, любовь эта несчастливая, неискренняя, неполная. Все любят друг друга не так, как следовало бы. Не так любит сына Аркадина (Елена Сапронова): любовь её эгоистична, она не пытается понять и выслушать его, думаю лишь о том, как бы не утратить красоту, славу и любимого мужчину, Тригорина.

 

В спектакле «Чайка» хочется отметить интересные режиссёрские ходы, которые добавляли происходящему таинственности. Например, игру света: то он становился тусклым, как и сама жизнь персонажей спектакля, то вдруг кроваво-красным, символизируя трагический финал. Кроме того, создатели спектакля хотели показать, что, хоть герои и разрозненны, но они существуют в одном пространстве. Вот и в начале второго акта Маша и Медведенко, Аркадина и Треплев, и другие пары спектакля перемещаются по сцене, не в силах разорвать связывающие их узы. Но Константин Треплев выходит из игры, потому что не может и не хочет быть её частью.

 

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.