Константин Богомолов: два театра после шторма

Художественный руководитель Театра на Бронной и Театра – Сцена «Мельников» Константин Богомолов провел 25 сентября пресс-конференцию, посвященную открытию сезона.

Первый блок был посвящен новостям Театра на Бронной, который фактически начал сезон почти месяц назад.

Первой премьерой станет спектакль «Калина красная» (по повести Василия Шукшина) режиссера Марины Брусникиной.

Сам Константин Богомолов с прицелом на молодую поросль труппы готовит чеховскую «Чайку» (это его второе касание к этому материалу), «Ифигению в Авлиде» Еврипида (на Малой сцене) и «Жизнь в цитадели» по Аугусту Якобсону (к юбилею Победы). Также начнется репетиционный процесс по романам Федора Достоевского, но возможно, эта история перейдет в планы сезона 2025/2026.

Иван Минивцев представит спектакль по повести Ивана Тургенева «Дым». Владислав Наставшевс с его особым «чутьем серебряного века» работает над постановкой по пьесе Владимира Набокова «Событие». Кирилл Вытоптов к концу сезона представит спектакль по пьесе Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Также Театр на Бронной активно участвует в городских мероприятиях и праздниках, к 9 мая планируется концертная программа во внутреннем дворе Театра.

Отдельно Константин Богомолов отметил, что театр находится в благополучном состоянии, труппа стабилизировалась (в том числе за счет оставления бессрочных контрактов только у артистов старшего поколения), есть опора не на медийность артистов, а на целостный продукт.

Совместно с Фондом развития «Вызов» (чья цель — сделать учёных героями и ролевыми моделями нашего времени) идет работа над проектом «Голоса будущего» — логического продолжения авторского проекта Константина Богомолова «Голоса страны». К настоящего моменту издана одноименная книга с текстами драматургов об этих людях, а спектакли проекта (не все) станут частью репертуара театров под руководством основного спикера пресс-конференции. В частности, 29 сентября на сцене Театра – Сцена «Мельников» будет отработано сразу три моноспектакля (Игорь Миркубанов, Дмитрий Чеботарев, Александра Ребенок).

7 июня Константин Богомолов был назначен художественным руководителем Театра Романа Виктюка, который был стремительно переименован в Театр – Сцена «Мельников». Собственно, именно последовавший за назначением целый ряд новшеств и изменений держал в некотором напряжении театральное сообщество три с лишним месяца — поэтому этот блок пресс-конференции был самым ожидаемым и вызывал самый жгучий интерес в том числе у журналистов.

Здесь, пожалуй, стоит сделать акцент на том, что час с лишним Константин Богомолов говорил без каких-либо шпаргалок и текстов перед глазами, абсолютно ровным тоном, и единственное отступление от темы стало просьбой перестать говорить в голос в параллель спикеру. Никакой агрессии, никакой попытки встать в позицию защиты — только уверенность в своих словах и суперграмотное закрытие всех возражений (даже потенциальных — тех, которые не были толком озвучены). На тот же прямой вопрос о нелюбви Театра на Бронной к пишущей братии был продемонстрирован просто блестящий кейс конфликт-менеджмента: признать проблему, пояснить (не оправдать!) специфику собственного видения проблемы, дать обещание проработать проблему со своей стороны.

Касаемо Театра – Сцена «Мельников»: прежде всего была дана презентация нового визуального образа театра. Новый логотип в виде трех лучей повторяет архитектуру зрительного зала; заработал новый сайт театра (где есть планирующийся к открытию «архив Театра Виктюка» с фото- и видеоматериалами спектаклей); новый дизайн афиш. Также был представлен разнообразный мерч.

До конца этого года в театре будет открыта памятная доска Роману Григорьевичу Виктюку (ранее в театре был портрет, к которому любой посетитель Дома Света мог принести цветы). В конце октября состоится вечер памяти режиссера и специальный показ его спектакля «Отравленная туника». Константин Богомолов дал понять, что, как и многие, по праву считает Романа Виктюка Мастером, чьи работы имеют очень яркую стилистику — в которой именно он был, есть и остается главным художником. Эстетика Виктюка — это и есть сам Виктюк. И поддерживать память о нем — необходимо. Но также необходимо отдавать себе отчет в том, что «зритель не должен быть обманут», приходя в «театр даже не имени, а просто в <Театр> Романа Виктюка»: судьба многих постановок без авторского надзора крайне незавидна. Потому часть спектаклей прежнего репертуара театра останутся в репертуаре Театра — Сцена «Мельников», их будут старательно поддерживать. На настоящий момент антрепренерам переданы права на спектакль «Служанки».

Однако новая репертуарная политика не может быть привязана только к эстетике Романа Виктюка, но в первую очередь она будет опираться на имеющийся потенциал труппы — каким будет театр через сезон-другой, покажут время и зрительский интерес: «Планируется большой объем работ. Наш театр будет и психологическим, и развлекательным, и условным, и поэтическим, и трагедийным». Особый акцент был сделан на то, что артисты театра умеют работать и со стихотворной формой, подготовлены вокально и пластически. Но театр — помимо своей созидательной функции — имеет также функцию социальную, под которой подразумевается не «слив» зала, а финансовые обеспеченность и защищенность его сотрудников, и уже потом — социальная благотворительность (на заработанные театром средства). Подведением итогов вопросов о перспективах новой вверенной труппы стала метафорическая притча, в которой обозначены корабль в открытом море и дом на берегу: «Мы знаем, что он там есть, и в нем будет хорошо, но сколько в нем комнат, и всем ли хватит там места, не выбросит ли кого-то за борт волной, пока не представляем».

В нынешнем сезоне во имя поиска лица Театра — Сцена «Мельников» и его художественного языка (а также для предоставления возможности артистам труппы показать себя в новом) будут поставлены следующие спектакли.

Александр Пронькин в конце ноября — начале декабря представит булгаковскую пьесу «Иван Васильевич меняет профессию».

Сам Константин Богомолов работает над «Заговором чувств» (по Юрию Олеше), в спектакле заняты Дмитрий Бозин, Екатерина Карпушина, Олег Исаев и др. И к концу сезона планируется премьера «Сирано» (по Эдмону Ростану) — также в постановке художественного руководителя.

Елизавета Дороничева выпустит горьковских «Детей солнца», Кирилл Вытоптов — мюзикл «Свинарка и пастух», Айдар Заббаров —музыкальный спектакль «Летучая мышь», Антон Оконешников (к юбилею Победы) — «А зори здесь тихие», Арсений Мещеряков (к началу лета) — шекспировского «Отелло».

Алина Насибуллина работает над музыкальным проектом для подростков и взрослых по сказам Бажова «Хозяйка медной горы», а Даниил Исаков — над «Чиполлино» для малышей.

Часть вышеназванных спектаклей создаются в рамках Лаборатории молодой режиссуры.

Объединение двух театров в один не планируется, но партнерство возможно в виде поддержки проектов, обмена артистами и проч. В целом, у театров будет схожая управленческая политика (включая гастрольную). В частности, оба театра подписали договор о сотрудничестве с РИА Новости и «Россией сегодня», а также с «Альфа-банком», который сменил «Сбербанк» на «посту» генерального спонсора театра.

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фоторепортаж Евгении Окниной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.