Костик: символизм дачной эклектики

Что есть дача в понимании русского человека? Если оставить за скобками майские шашлыки, необходимость летнего фитнеса и большие вложения финансовых активов, то, это, скорее  знавший лучшие времена домик, где самым обжитым и гостеприимным местом давно стала застекленная терраса — слегка прокуренная, нескромно позвякивающая опустошёнными бутылками, встречающая всяк сюда входящего взводом коротких резиновых сапог да разноцветьем неактуального, а зачастую — рекламного шмотья.

Даче не знакомы веяния «Жилищника» да и до ресайклинга она пока не доросла: здесь одежда не маркер обеспеченности или моды, но возможность быстро выйти «на улицу» — не столько пошуршать пожухлыми листьями, сколько сменить локацию для перекура и агитфилософских монологов.

И неизменный затхлый прудик на таком участке в 6 соток — то ли отзвук «мещанского болота», то ли источник хоть какой-то воды для самого что ни на есть «всякого пожарного случая», то ли надежда на лучшую жизнь у чеховского колдовского озера.

Если вам знакома такая дача, то вы уже на полпути к тому, чтобы постичь спектакль Дмитрия Крымова, — поставленный по мотивам «Чайки» он насквозь пропитан метафоричностью и символизмом: опыт dacha style и генетическая память нескольких поколений без труда дадут возможность зрителю увидеть (или хотя бы нащупать) явную параллель между происходящим на сцене и недоумением книжной Нины Заречной: «Я думала, что известные люди горды, неприступны… Но они вот плачут, удят рыбу, играют в карты, смеются и сердятся, как все…».

Как все.

И «счастливые» розовые колготки с новомодными кроссовками скорее выдадут тянущегося к богеме чужака — произойдёт то самое столкновение с жестокой реальностью, тот самый надлом внутри зрителя, в эпицентре которого драма на сцене станет чёрной комедией.

У Чехова — помните? — «Чайка» задумывалась комедией!

Крымов удивительно последователен: он очистил пьесу, словно луковицу от шелухи, оставив то самое, что отпечаталось в памяти из школьных сочинений: траур по собственной жизни (и деньги не главное, нет), царевна на волке с красными глазами (с надеждой на лучшую жизнь), образ лишнего человека, птица как символ тревожного полёта ущербной души…

Крымов удивительно эксцентричен: его Нина при сближении с Тригориным  кричит чайкой, его Треплев уничижён инвалидностью, формой имени и даже неспособностью утонуть, «высоконькое» от примы противопоставлено обывательской пошлости карабкающейся на сцену аниматора-многостаночницы даже на уровне музыки, не говоря уж об унизительных поисках таланта.

Крымов удивительно поэтичен: балетная легкость воздушной белой пачкой очищает душу, но обыденным и пропитанным потом чёрным купальником несёт за собой смерть, уставший вяз сменяется хрустальными сосульками, радужный мыльный пузырь — не всегда праздник, но тяжелое ремесло без надежды на признание, отдаленная богемная терраса наглой поступью сценического настила взгрызается в зал, а потом и вовсе лишает зрителя зоны комфорта действием на подлокотниках и зрительских же креслах.

Крымов удивительно точен в деталях и тем самым очень психологичен: он даёт невероятные пасы зрителям для понимания своих героев в новых реалиях. Аркадина (Виктория Исакова) с запасными красными трусами в недрах Louis Vuitton, Нина (Анастасия Лебедева) с тереблением юбочки во время заученного монолога, Тригорин (Александр Матросов) с россыпью зайчиков Playboy и в заокеанской сувенирной футболке, Костик (Александр Дмитриев) на контрасте зелёного независимого top knot и разительного преображения с неоторванными этикетками — все очень «кринжово и трушно», с одним желанием на всех, с забористыми выражениями к месту и времени и потрясающей игрой этого актерского квартета при молчаливой (за некоторым исключением) поддержке Бориса Дьяченко, Вано Мираняна, Виктора Васильева, Константина Похмелова, Екатерины Рогачковой, Марии Андреевой-Яворской, Александра Кубанина, Владимира Зибирева, Сергея Кудряшова и ньюфаунленда Атрея.

А если кому-то «не зашло», так это ещё Чехов писал: «De gustibus aut bene, aut nihil».

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь

Фотографии Наталии Овчинниковой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.