BDKetaVahvUБольшинство из нас живут в мире, которого уже не существует.
Мейсон Кули

В рамках офф-программы Санкт-Петербургской театральной премии “Прорыв” 3 марта на Новой сцене Александринского театра была показана психологическая драма по пьесе “Кроличья нора”, которая была удостоена Пулитцеровской премии, в постановке нового главного режиссера театра “Мастеровые” Дениса Хусниярова.

Русский драматический театр “Мастеровые” из города Набережные Челны привёз в Петербург постановку “Кроличья нора” по пьесе Дэвида Линдси-Эбера. Спектакль рассказывает историю американской семьи, в которой по трагической случайности погиб маленький ребёнок и то, как родные пытаются с этим жить. Родители ребёнка, бабушка, непутёвая молодая тётя и виновник трагедии – старшеклассник, на протяжении почти двух часов стараются жить дальше. В центре сюжета американские супруги Бекка и Хоуи, и если Хоуи хоть как-то удаётся справиться с потерей, путём выполнения рутинных дел, то Бекка забыть о случившемся не может. Тяжёлые воспоминания терзают её душу, и с первых минут зрители оказываются в персональном аду героини, где каждая мелочь напоминает ей о потере. oRKr5zEBtX8Ситуацию усугубляет мать Бекки, которая периодически напоминает о маленьком Денни тем, что постоянно сравнивает его со своим тридцатилетним сыном-наркоманом, который погиб из-за передозировки несколько лет назад. Беспечное поведение и проделки младшей сестры Бекки Иззи только накаляют ситуацию, кульминацией которой становится новость о беременности Иззи. Истерики, ссоры, воспоминания, много болезненных воспоминаний, как кровоточащая старая рана, пронизывают всю пьесу. Драматический накал подогревает появление Джейсона – подростка, который по нелепой случайности оказался причастным к гибели ребёнка. Он чувствует свою вину и пишет фантастический рассказ под названием “Кроличья нора”, который посвящён погибшему мальчику. В нём скрыта идея утопии – будто бы в других мирах в космосе живут копии людей с Земли.

Особое внимание стоит уделить декорациям – стены, сконструированные из старых видеокассет, будто бы кричит со сцены о том, что всё это – воспоминания, события, записанные на плёнку. Каждая деталь, каждый предмет – воспоминания, которые давят на героев и не дают им двигаться дальше. Символична одна из последних сцен в спектакле, когда Бекка по ошибке записывает телепередачу на кассету с видео Денни, её ребёнка. Кризис своеобразным образом разрешился, семья постепенно “оживает”, чтобы жить дальше. В конце звучит песня Bon Jovi – Make A Memory, как завершающий аккорд, который все же оставляет надежду на то, что даже после такой потери можно и нужно найти силы жить дальше.

Спектакль получился надрывно-мрачным. Скрытая истерия героев передаётся в зал. Хочется разрыдаться, но слёз давно нет, и всё, что осталось – это бессильно срывать голос на близких, постоянно переругиваться и делать вид, что “всё в порядке”. Тяжёлый спектакль оставляет после себя смешанные чувства. Едва ли кто-то может представить себе в теории своё состояние после подобной трагедии, ну а тот, кто такое испытал, вряд ли пойдут в театр, чтобы лишний раз разбередить рану. Пожалуй, что и актёрам веришь лишь отчасти – истерия есть, искренности не хватило.

Q-uLTtrzebcСовременная постановка про проблемы двадцать первого века, конечно, не могла остаться без внимания. Пожалуй, что такие пьесы найдут куда больший отклик в сердцах зрителей, чем вечная классика, которая, при все своей “вечности” нуждается в “апгрейде”. Пьеса “Кроличья нора”, как раз из таких. Современные герои, в которых зрители могут увидеть себя или соседа по площадке или парковке – вот то, что способно оторвать современного человека от модного гаджета и посмотреть по сторонам, а может и заглянуть в себя.

Яна Квятковская, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии из открытого доступа

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.