«Кроткая. Монтаж»: смертельные игры любви

Смертельные игры любви
Фото предоставлено пресс-службой театра ТЮЗ имени А.А. Брянцева

Может ли человек стать лейкопластырем другому? Что такое брак? Какой бывает любовь? На все эти вопросы пытаются ответить герои премьерного спектакля «Кроткая. Монтаж», поставленного Артемом Злобиным на Новой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Выпускник курса Льва Эренбурга представил полные противоречий, созависимые отношения между людьми, которые искренне хотят счастья, но ежеминутно самолично уничтожают его. Если вы хотите увидеть, как текст Федора Достоевского монтируется с композицией Voyage Voyage и фильмом Ларса Фон Триера «Бегущая по волнам», приходите на следующий показ 28 апреля.

Монологичное повествование Достоевского, главный герой повести которого анализирует произошедшие с ним события, стоя у гроба жены, в режиссерской интерпретации разбивается на три голоса. Меньше всего звучит голос Кроткой, гораздо чаще выступает Лукерья, а основной текст прогововаривает Закладчик. Он погружается в воспоминания прошлого, надевая кольцо (лейкопластырь) на безымянной палец левой руки. Вдовец, только вчера, казалось бы, обретший любовь… Иван Стрюк до неузнаваемости перевоплощается в этой работе: от напомаженного, с элегантными усиками, подтянутого и надменного беса к концу спектакля остаются лишь большие испуганные глаза ребенка, преисполненного страданий.

Нескладная, смешная Кроткая Миланы Владыкиной, искренняя и открытая, постепенно меняется: нереализованная любовь превращается в ненависть, а затем безразличие. Закладчик играет с чувствами другого человека, думая, что знает наперед, к чему может привести то или иное действие. Но он ошибается: у него не получается подчинить волю Кроткой. Вокальное исполнение песен Lana Del Ray и киноцитаты из фильма Ларса Фон Триера «Бегущая по волнам» раскрывают ее нестабильный внутренний мир. Задуманная Закладчиком трансформация личности жены необходима для внутреннего оправдания своих комплексов: он хочет понимания, добытого путем насилия. Мучащая его рана: обвинение в трусости и постыдное изгнание из полка, годы нищенского существования оставили глубокую рану в его сердце. И он мстит — миру — в лице юной девушки, наслаждаясь тем неравноправием, которое между ними есть, возвышая свой образ до загадочного. Но девушка не может понять, чего добивается своей холодностью и строгостью муж, и пытается узнать о нем, используя подручные средства, а именно слухи. Девушка проходит непростой путь взросления, который оказывается для нее губительным. Вера, которая в ней есть, не позволяет ей совершить преступление над другим, но не уберегает от преступления над собой. Слишком мучительное счастье, которое запоздало дарит ей супруг, не может спасти ситуацию. И она отправляется в свое первое и последнее путешествие к свету, добру и чистоте, шагая в окно. Песня Voyage Voyage как мечта о несбыточном блаженстве — поездки в Булонь, пронзает ритмическое полотно спектакля.

Сценическое пространство представляет собой комнату, центром которой является ложе любви — кровать. Но оно оказывается и гробом героини (художник — Алена Ромашкина). Так брак становится синонимом смерти.  Четыре окна с решетками — экраны для проекций, которые транслируют внутренние переживания героев и внешний мир (видеохудожник — Александра Магелатова). Динамичным бесшумным персонажем оказывается и псевдоживой робот-пылесос, собирающий пыль в течение спектакля. В самом финале Закладчик высыпет горку мусора — прах любви — грязь своей души — и пылесос уберет запачканное пространство, даруя долгожданное очищение. Черно-белая тональность спектакля, вторящая пространству Новой сцены, подчеркивает, как плотно переплетаются светлые и темные порывы в человеческой душе.

Спектакль, несмотря на свою трагичную тему, полон юмора и гиперболизированной театральности. За эксцентрику отвечает Лукерья, служанка, вместо с героями переживающая все происходящие с ними события. Именно ей принадлежит последнее слово — она становится тем, кто видел Кроткую перед смертью. И для нее это тоже оказывается событием, перевернувшим жизнь. Анна Лебедь рисует образ насмешливой, обладающей своим взглядом на мир, героини, которая, несмотря на весь свой житейский опыт, тоже не может понять игру, которую затеял Закладчик. Его поведение не поддается логике и здравому смыслу.

Премьерный спектакль Артема Злобина напоминает о ветхозаветной истине «Любите друг друга», опасности манипуляций другим человеком и сложности построения диалога между людьми. Закладчик выстрадал новое знание о жизни, но его путь по обретению себя только начался. Впереди длинная дорога…

Елизавета Ронгинская специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.