Поздно!
«Последнее испытание»
В этом сезоне проблема престолонаследия и сравнительный анализ монархии и охлократии как движущих сил разложения государственности заинтересовали несколько разноформатных театральных коллективов. «Артель» Александра Рагулина вскрыла язвы предреволюционной России в «Последнем Романове», а принц Гамлет с упоением погубил родную Данию (разумеется, во имя всего хорошего) в Ленкоме и Новом Манеже. О последнем и пойдет речь в этом репортаже.
Пространство «Арт-платформа» и театр «Кашемир» объединились для представления публике новой версии шекспировской трагедии от режиссёра Гульнары Галавинской с Дмитрием Бикбаевым в главной роли. Также в роли Клавдия предполагается участие Дмитрия Бозина (в пресс-показе играл Максим Дахненко).
Не ждите классической постановки: в антракте, вполне вероятно, вы будете упираться лбом в ладони, перефразируя главного героя и повторяя про себя или вслух «Дания – дурдом». Но ни в коем случае не уходите после первого действия – во втором весь абсурд происходящего разрешается неожиданным, но, по зрелом размышлении, логичным образом. Да, визуализация придворной жизни в стиле современного офиса – не такое уж новшество. Использование видеопроекции тоже вполне прижилось в современном театре. Все персонажи, кроме Гамлета, поначалу говорят с механическими интонациями, прокрикивают реплики – на их фоне страдающий наследник, отодвинутый от короны, выглядит особенно живым.
Дмитрий Бикбаев – актёр самобытный. Как театральный деятель он заявлял о себе еще во времена студенчества, и проекты для своего творчества всегда старался выбирать сам. Тема сыновней любви и утраты им выстрадана, поэтому так горько и трогательно наблюдать его Гамлета «наедине» с образом отца – призраком и статуей (гигантской головой) короля.
Но высказывание создателей спектакля глубже, чем просто изложение — или переложение, на язык современной хореографии и вокала — старой истории. Это становится очевидно во втором акте, когда с персонажей слетает «офисный» лоск, и элитарии корпорации «Дания» все как один обнаруживают себя в экзистенциальном тупике. Забавной передышкой проскакивает интермедия могильщика (Евграф Прохоров), умопостроения принца о пути праха разбиваются о реальность: его возлюбленная оказалась в числе случайных жертв его крестового похода за справедливостью. Верный Горацио приносит «кораблекрушенцу» Гамлету костюм, и следует рассказ о плавании в Англию с подменой письма, сулившего смерть одному, на послание, отправившее на казнь двоих.
«Вот так король!» — восклицает Горацио… и Гамлет (!) начинает оправдываться за свой поступок. Артур Сопельник не оставил сомнений: имелся в виду именно законный король – вот этот, что перед нами… К лицу ли оплоту чести устраивать подлог с летальным исходом? Да и совершать прочие известные нам поступки.
Не хочется раскрывать финальную деталь, придуманную режиссёром – вы не пропустите этого момента. Судьба страны, где толпа возносит на штандарт то тщеславного мальчишку, то всё отрицающего бунтаря, а «наверху» никак не могут решить, кому устанавливать правила – незавидна. Как говорится, хорошо, что это всё не у нас.
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Ирины Ефремовой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий