Литература в 5D

На волне популярности 3D фильмов стали появляться маленькие кинотеатры, которые предлагали не просто объемную картинку, а целых 5D. Там во время сцены землетрясения, например, под тобой будет трястись кресло, а дождь можно ощутить кожей – капает вода и дует ветер. Сейчас такой аттракцион редко где встретишь, но зато в театре МОСТ появился проект «Литература 5D», и одна из его частей – «Оттепель».

 

«Литература 5D: Оттепель» – это двухчастное действо. В первом отделении поэт и преподаватель Инна Кабыш проводит ликбез “что, кто и когда”: Что такое оттепель? Кто в ней участвовал? Когда все началось и закончилось?

 

Лекции сейчас – формат популярный. Один лекторий «Прямая речь» собирает приличные залы — и не только на лекциях по литературе от суперпопулярного Дмитрия Быкова. Откройте Timepad – там на каждый день найдется какая-нибудь лекция на новую тему.

 

В чем особенность лекции Инны Кабыш? Она достаточно личная. Сама поэт, она рассказывает о своем знакомстве с Евгением Евтушенко, комментирует реакцию Хрущева на «Один день Ивана Денисовича» емким: «Тогда власть все читала, не то что теперь». Это лекция не только для школьников и студентов, у которых «шестидесятники» стоят в программе (хотя, конечно, все рассчитывают, что преподаватели своих воспитанников на такое мероприятие приведут). Это попытка собрать все наши разрозненные знания об этом периоде и показать его место в истории, связать с прошлым и настоящим, добавить «объем».

 

«Объемными» фигуры «оттепели» становятся во второй части вечера. Точнее раньше, еще в антракте, когда, не глядя на наслаждающихся кофе зрителей, поигрывает на гитаре девушка, читает на фоне вечерней Москвы Рождественского и Вознесенского молодой студент, а стайка девушек бегает от одного к другому, оглашая все камерное пространство звонким: «Люба!»

 

«4 Любы» — это и есть название спектакля Георгия Долмазяна, который начинается рассказом дочери Сталина о кинотеатре в Кремле и веселыми поздравлениями с новым годом под проекцию «Карнавальной ночи» и молодой, поющей Людмилы Гурченко. Оттепель звучит голосами участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов – первый фестиваль провели еще в 1947 г., но символом оттепели стал именно 1957 г., о нем говорилось и в «Стилягах» Тодоровского, и в сериале «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова.

 

Сквозь зрителя-слушателя говорят друг с другом Гагарин и его жены, звучат строгие нотации Екатерины Фурцевой и полный горечи монолог Рудольфа Нуриева. Их расцвечивают стихи: Ахмадулина, Визбор, Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Окуджава. Задорные и яркие поначалу, они постепенно меняют интонацию, и даже поздравления с очередным новым годом после ввода танков в Чехословакию и надрывного рассказа Ларисы Богораз о разогнанной мирной демонстрации звучат глухо и безжизненно. Кольцо замкнулось, стянув страну лет на 30 назад, а то и больше, потому что сложно назвать эти стихи Булата Окуджавы безнадежно устаревшими:

 

Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт
Или страшны мытарства.
А погибают оттого
(И тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего
Не уважают больше.

1968

 

Но, проходя к метро по весенней Садовой мимо памятника Маяковскому, одному из главных мест для только что звучавших поэтов, остается не ощущение безысходности, а, скорее, легкая грусть по времени, полном надежд, любви и стихов.

 

Елизавета Маркова специально для Musecube
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра МОСТ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.