
Два человека, мужчина и женщина, читают письма, которые они когда-то писали друг другу. Сейчас эпистолярный жанр в упадке, мы живем в век скоростей, вечно спешим, поэтому нам проще написать СМС или реплику в соцсетях. Ну, или позвонить в крайнем случае. Но герои этого спектакля начинают переписку в 1960-х годах, когда чаще всего именно так люди общались друг с другом, если были в разлуке. Томас и Александра, встретились, когда были детьми и затем полвека обменивались письмами: ироничными, нежными, грубоватыми, официальными. Вся их жизнь оказалась запечатлена здесь, на этих листах: первые детские симпатии, юношеские влюбленности, профессиональные успехи и неудачи. Кажется, у этих двух людей нет ничего общего: Томас — упорный, работящий, целеустремленный, — выходец из среднего класса, Александра, взбалмошная, порывистая, дерзкая, родилась в богатой семье. Так что же связало их так прочно на целых пятьдесят лет? И только ли друзьями были эти двое?
Пьесу «Любовные письма» А.Р. Герни написал в конце 1980-х. Она тут же стала безумно популярной. Тут не нужны сложные декорации, массовка или спецэффекты. Два актера спокойно сидят на сцене, читают письма и откладывают их в сторону. Но почему же тогда так захватывает эта история несостоявшейся любви, почему зал затихает и боится лишний раз вздохнуть, почему зрители то смеются, то плачут? Невероятным образом частная история двух американцев становится близка и понятна всем, ибо спектакль ставит перед нами очень важный вопрос: «Как нужно жить?»
Кто прав: Александра, мятущаяся, берущаяся то за одно, то за другое, или Томас, старавшийся жить по правилам, составивший план и сделавший блестящую карьеру, но обнаруживший, что самое главное в жизни он упустил? Наверное, дело в мастерстве драматурга (за «Любовные письма» Герни был номинирован на Пулитцеровскую премию) и в таланте актеров.
Героиню сыграла Екатерина Климова. Молодая красивая женщина на сцене преобразилась: она была и ребенком-сорванцом, и сломленной алкоголичкой средних лет. Ее тонкая, немного нервная манера игры удивительно подошла такому персонажу, как Александра. А рядом с ней стоял незыблемый, как скала, Гоша Куценко. Он так хорошо сыграл своего героя, что мнения зрителей разделились. Какой же он, Томас? Основательный, солидный, очень ответственный человек или исключительно скучный карьерист?
Режиссер-постановщик Дайнюс Казлаускас чуть-чуть доработал текст, сдвинув время действия на четверть века вперед. Пожалуй, это было верным решением. Если бы действие развивалось в 1930-1980-х годах, героев отделяли бы от нас несколько десятилетий. Но в постановке Казлаускаса персонажи спектакля стали практически нашими современниками.
Сцена оформлена очень просто: экран и скамейка, на которой сидят Томас и Александра. Но, если присмотреться, станет заметно, что на экране появляются цифры: 1961, 1962, 1963. Идут годы, герои взрослеют, растет стопка писем, даты постепенно заполняют весь экран, жизнь подходит к концу. Костюмы Индре Пачесайте не менее лаконичны: двойка с черной рубашкой и черные ботинки у Гоши Куценко, черный комбинезон с атласной отделкой у Екатерины Климовой, то есть практически чистый монохром, ни одного цветного пятна. Но нужны ли тут другие цвета? Ведь тут важны не крой, не модные детали, но чувства героев. А четкие линии и графичность костюмов как раз дают зрителям возможность сконцентрировать свое внимание на лицах актеров.
Достаточно редко встречаются спектакли без минусов. Но «Любовные письма» — тот самый случай.
Екатерина Урзова специально для Musecube
Фотография предоставлена пресс-службой Театра «Ателье» («Независимый театральный проект»)
Фотографии Галины Глухоманюк со спектакля 09.12.2024 можно посмотреть здесь

Добавить комментарий