Забыть не можем мы ту пору светлую,
Куда, увы, вернуться не дано.
Из т/ф «Питер Пэн»
После двухлетней подготовки в Московском областном государственном театре юного зрителя состоялась премьера мюзикла «Питер Пэн» по повести Джеймса Барри. Столичные театралы с нетерпением ждали этот спектакль: имя режиссера-постановщика (Алексей Франдетти), имена композиторов (Игорь Ефремов, Евгений Загот, Александр Антонов) и актерский состав (Нонна Гришаева, Дмитрий Савин и многие другие актеры, любимые завсегдатаями МОГТЮЗа) обещали интересный результат. Что ж, смело можно утверждать, что зрителям не придется обмануться в своих ожиданиях! Накануне премьеры, 13 декабря, прошел пресс-показ «Питера Пэна» – о нем и будет рассказано ниже.
Спектакль получился очень хороший. Превосходная режиссерская работа, отличные актеры, красивейшие костюмы, в особенности хочется отметить костюм феи Динь-Динь (Елена Щелкунова, актриса театра неслышащих актеров «Недослов»). И, конечно, музыка – главный ингредиент любого мюзикла. Хочется подпевать! А тут еще не просто фонограмма, а настоящий оркестр. Но расскажем обо всем по порядку.
Итак, спектакль начинается, и знакомые с книгой зрители не могут не удивиться: перед нами… военный госпиталь! Раненые, врач, медсестры… один из страдальцев просит медсестру почитать вслух. Та соглашается, и постепенно больница преображается в спальню в доме мистера и миссис Дарлинг, а раненые и медперсонал – в героев книги. Вот тут-то и начинается история про мальчика, который не хотел взрослеть (Алексей Рыжков).
Однако, погружая нас в мир Питера Пэна, нам не дают забыть и о внешней истории (госпитале и войне): пропащие мальчишки одеты в военную форму, как и Пэн, лодка – это больничная кровать, пираты побеждают индейцев с помощью газовой атаки, домик детей – сбитый самолет на дереве. Прямо чувствуется, что всю эту историю нам рассказывает не просто Джеймс Барри, а Джеймс Барри в восприятии солдат, которые читают его книгу. Безусловно, только им, а не Барри пришло бы в голову представить пиратов, поющих нечто шансонистое 🙂
Но почему же госпиталь, почему война? Сложно сказать, пусть каждый зритель сам поищет ответ. Может, потому что многим мальчишкам война так и не позволила повзрослеть, они погибли на войне в совсем юном возрасте… Так или иначе ребята в госпитале хотят хоть один вечер побыть кем-то другим и где-то еще, и кто, как не Питер Пэн и его пропащие мальчишки, могут им в этом помочь? Кстати, пропащие мальчишки – замечательные (Валерий Кукушкин, Иван Кондрашин, Владислав Калашников, Богдасаров)! Пираты – прелесть (Дмитрий Чукин, Кирилл Водолазов, Евгений Чекин, Валерий Крупенин, Станислав Сергеев). Крюк (Андрей Клюев) выше всяких похвал.
Нельзя не отметить внимание к мелким деталям, что всегда радует в постановках Алексея Франдетти: одно весло из стойки для капельниц чего стоит! А шедевральная крокодилица-подрывник в маске (Александр Нестеров)? Зрители смеются, потому что это действительно очень смешно, но выходишь из зала, и становится грустно: вспоминается фраза, что у терроризма нет лица. На это ли намекали создатели спектакля? А еще если кто-то из зрителей и не знал, что Джеймс Барри – шотландец, то теперь будет знать: в музыке много шотландских мотивов, мы видим шотландца, играющего на волынке, один из пиратов – в шотландской юбке.
Спектакль маркирован «8+», но с этим нельзя согласиться: он никак не для восьмилеток. Этот «Питер Пэн» для детей постарше, а то и для подростков. Ну и, конечно, он понравится родителям и бабушкам-дедушкам. Это вообще фирменный стиль МОГТЮЗа: делать такие спектакли, чтобы нравилось и взрослым тоже.
«Питер Пэн» – это вовсе не детская история. Это замаскированная под детскую книжку история для взрослых, которые продолжают оставаться детьми. Как «Нарния», «Алиса», «Винни-Пух» и «Карлсон». Читаешь их в детстве, и вроде все хорошо, веселенькие сказочки, а потом перечитываешь уже со своими детьми, и раз – понимаешь, что ничегошеньки раньше не понимала, что книга вообще не про то. И вообще она грустная.
Безусловно, «Питер Пэн» (книга) необходим детям, чтобы они задумались, что из себя представляет время, почувствовали его неотвратимость, и как это иногда невесело – быть взрослым, особенно если окончательно забыл, как это – быть ребенком и уметь летать. Книга – да, но если мы говорим о постановке МОГТЮЗа, я все-таки, рискуя быть обвиненной в необъективности, повторю: большинство восьмилеток не поймет, при чем тут госпиталь, газовые атаки и пр. Нет, это спектакль 10+ как минимум!
Сквозная тема «Питера Пэна» – материнская любовь: мы видим, что значит мама для мальчиков абсолютно всех возрастов. Пожалуй, два самых трогательных и печальных момента в спектакле – это речь Венди (Ирина Шестерина) к своим готовящимся погибнуть «сыновьям» и песня повзрослевшей Венди (Нонна Гришаева).
Затрагивает спектакль и тему смерти, но очень деликатно, чтобы поняли родители, а дети не слишком расстроились. В детстве знаешь, что люди стареют и умирают, но абсолютно не верится, что такое безобразие может случиться с тобой:) Увы, нельзя не взрослеть, но можно хранить в себе память о детстве и передавать ее дальше людям, как герои спектакля друг другу передают медальон.
Несмотря на вышесказанное спектакль вовсе не мрачный и не грустный. Да, он говорит о грустном, даже о смерти, но это если вдумываться, а так – на первом уровне восприятия – картинка вполне себе радужная: приключения, индейцы, русалки (очень классные).
Спасибо театру за красивый, яркий и действительно хороший спектакль, который заставляет задуматься. Пусть нет полетов на сцене, но все равно этот полет очень чувствуется – и во время спектакля, и еще долгое время после него. И спасибо оркестру «Папоротник». Очень здорово! Все-таки насколько иначе, полнее, ярче и красивее звучит спектакль под живую музыку.
Марина Моисеева специально для Musecube
Фотографии Ксении Логиновой смотрите здесь
Фотографии Елены Клюевской смотрите здесь
Добавить комментарий