И шестикрылый серафим
на перепутье (м)не явился.
Вторая сигнальная система подарила нам слово – язык, по Эзопу, лучший и худший из атрибутов разума. Человечество, подобно стае бандар-логов, моментально подхватило новую игрушку и принялось ею забавляться. Порох, изобретённый для облегчения строительных работ, безнравственные умники употребили себе на пользу путём уничтожения себе подобных. Дар слова, призванный облегчить коммуникацию, выродился в «инстаграм» (обозначим этим термином всю фейковую реальность, зависимую от электрической розетки). Театр, стоящий, по сути, на стыке правды и вымысла, исследует этот феномен своими средствами. «Вахтанговский практикум» на сцене театрального центра имени Всеволода Мейерхольда представляет спектакль Аси Князевой по пьесе Александры Стрижевской «Мама, я блогер!»
Молодёжь, только вступающая в жизнь, в свой срок поймёт одну – да, в общем, и единственную — истину: их проблемы вообще не отличаются от проблем молодых во все времена, у всех биологических видов. Да и у небиологических тоже. Новые горы возникают только в результате тектонических катастроф, старые исчезают под морем травы. Но что происходит, если эти процессы не расходятся во времени?
Две мировые войны и спровоцированные ими успехи здравоохранения привели к тому, что в мире стало намного теснее. Планета не меняется в размерах, а старшие перестали уступать дорогу юным. Традиции, более прочные, чем камень, требуют от последних почтения к первым… но у всякого терпения есть граница – роковой предел, за которым новичок или ломается и улетает в кювет, или сталкивает с трассы медленного тяжеловоза, игнорирующего сигнал «Spur – frei!».
Героини истории «Мама, я блогер» — инста-мама в расцвете лет и её юная дочь-старшеклассница. Их коллизия феерически предсказуема, но драматургу удалось сделать свой рассказ внезапно увлекательным, а режиссёр, уловив мощь в простоте, дала персонажам проявлять себя в пространстве одного стула, пяти дверей и баскетбольного мяча – и все от этого выиграли. Кроме ангела, но ведь каждый может быть ангелом.
Молодые артисты очень точно «попадают» в своих персонажей. Импозантная, но простоватая и истеричная мама (Софья Игрушкина), «кринжовая» растерянная и нежная Зоя (Аня Карабаева), неглупый но инфантильный Миша (Руслан Погодин), плутоватая красотка Элина (Тамара Парменова), нелепый и притом смекалистый безымянный мишин друг (Гоша Шимоненко) – все живут своей жизнью, говорят на присущем им «птичьем» диалекте, смеси интернетно-английского с родимыми суффиксами… Отдельно (гм, ну в основном) существует нейтральный «блогер», интервьюирующий героинь (Олег Парменов). И всё время рядом хранитель, трепетный ангел, он же младенец… (Антон Власов).
Пересказывать сюжет пошагово смысла нет, но, придя посмотреть спектакль – что я really вам рекомендую — приготовьтесь оценить, как интенсивно работает вышеперечисленный арсенал сценического минимализма и как органично дописывают каждый характер костюмы Анастасии Романцовой. Театрал внутри вас непременно «орнёт в голосину». А если вы тот самый мамонт-тяжеловоз и помните, как Кристофер Ламберт пересвистывался с любимым брелком… То для поднятия духа заранее пересмотрите «Проводы белых ночей». Неужели нам не под силу помочь им сегодня?
В фойе у баннера «Мама, я блогер» висят большие белые крылья. Их можно примерить. Мне кажется, я догадываюсь, что сказал бы любой ангел, понаблюдав за этим процессом: «Зоя! Ты не прыгай – ты погрусти».
Чтобы стать ангелом, ведь крыльев не нужно. Нужно только взяться кого-то хранить, и не бросать.
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии автора можно увидеть здесь
Добавить комментарий