Театр «У Никитских ворот» вернул в свой репертуар обновленную реалистичную и смешную версию спектакля «Носороги».
Антиутопия по одноименной пьесе Эжена Ионеско снова демонстрирует свою актуальность. Яркие аллегории: трансформация личности в часть «стада» через потерю собственного «я». Талантливая игра артистов поддерживается музыкой, световыми эффектами и воображением зрителя. Декорации разрушаются частями тел носорогов, что усиливает ощущение реальности превращения людей в животных.
Впервые пьеса была поставлена в театре в далеком 1959 году и уже тогда она вызывала жаркие споры. Критики не оценили абстрактный сюжет. В наше время пьеса стала максимально актуальной. Марш «носорога» — явная отсылка к фашистскому режиму, и это вполне объяснимо. Автор написал «Носорогов» в качестве реакции на общественную трансформацию — после того, как его знакомые присоединились к фашистскому движению.
В памяти невольно всплыли воспоминания участников позорного «Большого вальса», прошедшего по улицам Москвы в 1944 году. Общество тогда продемонстрировало великодушие, как и положено победителю. Выступление единым фронтом с благими целями никогда не приведет к потере личности. Индивидуальность теряется только в обезличенном фанатизме и во время «манипуляций массовым сознанием».
Талантливый спектакль театра «У Никитских ворот» — это зеркало общества. Почему в природе мы не встречаем белую ворону, если она жизнеспособна? Потому что обычно ее заклёвывают сородичи по стае. И так же общество порицает индивидуумов, отличных от всех прочих, но когда они становятся большинством, люди «поддаются массовому влиянию, теряют свою уникальность» и вливаются в коллективное «стадо».
Неоднократно будет упоминаться, что носороги — одиночки, но в природе это утверждение верно в отношении самцов. Самки проживают в стадах с детёнышами, а белые носороги и вовсе имеют сложные социальные структуры. Интересен ритуал по привлечению самки в виде «ароматизации» территории самца пахучими метками.
В спектакле главная героиня влюблена в единственного уцелевшего человека — Беранже, ведущего затворнический образ жизни в своей пропахшей квартире. Беранже ежедневно употребляет спиртное, принимает гостей в одном носке и фраке, накинутом прямо на нижнее белье, носит на голове давно не стиранную повязку. Аналогия с носорогами и миром дикой природы максимально реалистична.
Заслуженный артист России Юрий Голубцов безукоризненно сыграл Беранже — человека, который «проспиртовался» от всех болезней, живущего абсолютно без комплексов и считающего нормой выходить на улицу в мятой одежде, чужой расческой распушать волосы на ногах и ножом выковыривать застрявшую еду изо рта. Именно у него не окажется «призвания стать носорогом».
Зритель вместе с героями окажется в кафе, в квартире Беранже, в офисе, где работа движется, только когда сотрудники знают, что на них смотрит начальник, и где у героя алкоголь заначен внутри папки для документов. Нас ждут танцы, шпагат, канкан и отжимание на одной руке, аллюзии на «Титаник» и круглый стол в качестве земного шара, великолепная ловля мухи, рассуждения о том, что Сократ был кошкой, совет тратить деньги не на алкоголь, а на театральные билеты — и все это вперемешку с хитросплетениями сюжета и размышлениями о счастье и любви.
В конце спектакля, чтобы лично поблагодарить актеров, на сцену вышел режиссер постановки — народный артист Российской Федерации и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Григорьевич Розовский.
Мария Инмар специально для Musecube
Фотографии Елены Глебовой можно увидеть здесь
Добавить комментарий