Массовость явления «стадное чувство» в спектакле «Носороги»

Театр «У Никитских ворот» вернул в свой репертуар обновленную реалистичную и смешную версию спектакля «Носороги».

Антиутопия по одноименной пьесе Эжена Ионеско снова демонстрирует свою актуальность. Яркие аллегории: трансформация личности в часть «стада» через потерю собственного «я». Талантливая игра артистов поддерживается музыкой, световыми эффектами и воображением зрителя. Декорации разрушаются частями тел носорогов, что усиливает ощущение реальности превращения людей в животных.

Впервые пьеса была поставлена в театре в далеком 1959 году и уже тогда она вызывала жаркие споры. Критики не оценили абстрактный сюжет. В наше время пьеса стала максимально актуальной. Марш «носорога» — явная отсылка к фашистскому режиму, и это вполне объяснимо. Автор написал «Носорогов» в качестве реакции на общественную трансформацию — после того, как его знакомые присоединились к фашистскому движению.

В памяти невольно всплыли воспоминания участников позорного «Большого вальса», прошедшего по улицам Москвы в 1944 году. Общество тогда продемонстрировало великодушие, как и положено победителю. Выступление единым фронтом с благими целями никогда не приведет к потере личности. Индивидуальность теряется только в обезличенном фанатизме и во время «манипуляций массовым сознанием».

Талантливый спектакль театра «У Никитских ворот» — это зеркало общества. Почему в природе мы не встречаем белую ворону, если она жизнеспособна? Потому что обычно ее заклёвывают сородичи по стае. И так же общество порицает индивидуумов, отличных от всех прочих, но когда они становятся большинством, люди «поддаются массовому влиянию, теряют свою уникальность» и вливаются в коллективное «стадо».

Неоднократно будет упоминаться, что носороги — одиночки, но в природе это утверждение верно в отношении самцов. Самки проживают в стадах с детёнышами, а белые носороги и вовсе имеют сложные социальные структуры. Интересен ритуал по привлечению самки в виде «ароматизации» территории самца пахучими метками.

В спектакле главная героиня влюблена в единственного уцелевшего человека — Беранже, ведущего затворнический образ жизни в своей пропахшей квартире. Беранже ежедневно употребляет спиртное, принимает гостей в одном носке и фраке, накинутом прямо на нижнее белье, носит на голове давно не стиранную повязку. Аналогия с носорогами и миром дикой природы максимально реалистична.

Заслуженный артист России Юрий Голубцов безукоризненно сыграл Беранже — человека, который «проспиртовался» от всех болезней, живущего абсолютно без комплексов и считающего нормой выходить на улицу в мятой одежде, чужой расческой распушать волосы на ногах и ножом выковыривать застрявшую еду изо рта. Именно у него не окажется «призвания стать носорогом».

Зритель вместе с героями окажется в кафе, в квартире Беранже, в офисе, где работа движется, только когда сотрудники знают, что на них смотрит начальник, и где у героя алкоголь заначен внутри папки для документов. Нас ждут танцы, шпагат, канкан и отжимание на одной руке, аллюзии на «Титаник» и круглый стол в качестве земного шара, великолепная ловля мухи, рассуждения о том, что Сократ был кошкой, совет тратить деньги не на алкоголь, а на театральные билеты — и все это вперемешку с хитросплетениями сюжета и размышлениями о счастье и любви.

В конце спектакля, чтобы лично поблагодарить актеров, на сцену вышел режиссер постановки — народный артист Российской Федерации и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Григорьевич Розовский.

Мария Инмар специально для Musecube

Фотографии Елены Глебовой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.