Математика унылого НЕсуществования

Как только не изощряется современный человек, дабы уйти от реальности, не слышать себя и не видеть окружающих!  Сколько масок перемеряно — они все стерлись, остались одни жалкие слепки…. Герои спектакля  «Ежик и Медвежонок», который был показан 27 января в «Мастерской», —  русские среднестатистические мужики, пытающиеся  скрыться от блеклого, как немытое старое окно, настоящего. Не получается.

DSC03831
Всем известны персонажи сказки Сергея Козлова — милейшие создания, наблюдающие за луной и звездами  и мечтающие никогда друг с другом не расставаться. Истинная дружба, добрые и нежные чувства. Трогательная история, которая учит малышей ценить простые человеческие отношения. А вот спектакль выпускницы курса Сергея Женовача  Сигрид Стрем Рейбо — история вовсе не трогательная, а гротескная. Она ничему не учит. Она заставляет взглянуть на наше суетное  и будничное сегодня, она заставляет надеть очки на свою жизнь.  С минусом. С толстыми диоптриями. С остегматикой мировосприятия.

На сцене- два героя, и вовсе не ежик и медвежонок, а двое мужчин в самом расцвете сил и в самом замечательном театральном обличье- в офисных костюмах. И если в античности художники ставили превыше всего красоту обнаженного тела, стремясь изогнутостью линий и правильностью формы передать его живую первозданность, то сегодняшнего человека достаточно изобразить в офисном костюме- как типологический идеал современности. И он тоже обнажен. Правда душой.
Два стула и …пустота. Диалог. В роли главной детали выступает простая шариковая ручка. «Смотри!,- говорит «Ежик», — она одна и у нее совсем никого нет! И она не плачет!». Такой способ утешения- фарс, издевка комического психологизма. Ведь человек тоже одинок, да и слез у него, кажется, не осталось…

«Есть скучно! Сидишь, жуешь….»,  — говорит «Ежик». В контексте сегодняшней реальности это звучит не иначе как : «Жить скучно! Сидишь- живешь….». Фраза, звучащая мило и невинно в детской сказке, в жизни взрослого становится страшнейшим недугом, таблетки против которого в аптеке не купить. DSC03847

«Мы с тобой все говорим, говорим, дни бегут, облака летят, а мы все беседуем…»- замечает «Ежик». Тут герои решают повеселиться: бесструнная балалайка и беззвучное пение как глухонемая пантомима настоящего, карикатура простого, но такого недостижимого чувства- счастья…
В пьесе довольно символична постановка света. Кажется, что солнце персонажам заменяет одинокая голая лампочка на сцене, а звезды, которыми им так нравится любоваться- пятна краски на стенах «Мастерской». Само сценическое пространство намеренно сужено- герои живут в своем обособленном мире. Они вообще вне пространства и вне физического времени: геометрия человеческого бездействия, математика унылого НЕсуществования.
Так детская сказка превращается во взрослую драму, а Сергей Козлов становится шекспировским трагиком.
«Ты здесь, небо- там! Это если я есть, а если меня совсем нету?», — задается вопросом «Ежик». Но «Медвежонок» не может этого представить: «Как это- нету?!».

DSC03853
А нас ведь действительно когда-то не будет. Пусть в это и с трудом верится…
В итоге герои решают улететь. За листьями, облаками, птицами…. «К теплу!».

Но найдут ли они там то, что ищут?!…

Екатерина Ненашева, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.