«Мистер Икс». Фотография с сайта Московского театра оперетты.

«Жанр, где партнеры должны быть железно спаяны…»
Григорий Ярон.

 

Если не обращать внимания на плакаты «Анна Каренина», что доминируют на входе в МГАТО, то можно заметить, что на афише иногда бывают и другие названия спектаклей. Например, классические «Мистер Икс», «Цыганский барон» или «Летучая мышь». Помимо достойных и удачных «Джейн Эйр», «Любовь и голуби», «Доходное место».

 

Словно жизнь театра оперетты делится на две части — блоки «Карениной» и возвращенного «Монте-Кристо», а между ними — основные спектакли. Но скорее — это две галактики просто сошлись в одном здании, на одной сцене.

 

«Мистер Икс. Георг Отс. Имре Кальман. Принцесса Цирка». Слова, знакомые каждому. Но кто видел целиком «Мистер Икс»?

 

Зал не полон. Просто вторник, 4 июня. Большая часть — почтенные дамы за 40. Детей нет. Немало одиноких молодых женщин.

 

Живой оркестр — радость и душа всего спектакля. Космос, в котором проходит все действие.

 

История простая — звезда цирка, Мистер Икс, знатная Теодора, коварный Барон, треугольник и основа. Плюс параллельная любовная линия Тони и Мари.

 

Естественно, мистер Икс и Теодора друг другу нравятся. Естественно, Теодору желает (во всех, наверное, смыслах) Барон де Кревельяк. Естественно, рядом развивается история Тони и Мари, у которых все сложится хорошо, а потом они помогут и остальным обрести это «хорошо».

 

Плюс — цирк, танцевальные номера клоунов, Пьеро, как символ — голубь мира, он же ангел, он же воля автора, он же…

 

В первом акте все завязывается, во втором — развязывается. Посередке ирония, грусть, любовь и комедия.

 

Можно не ходить? Да вы и так не ходите на классику!

 

Цирковые танцоры начинают хорошо, а к своему второму появлению вдруг вызывают раздражение. Пьеро, тряпочка тюлевая, начинает действие хорошо, а к середине хочется его убрать.

 

Декорации. Вот, пожалуй, они современные, кислотно-акриловые, как и костюмы/реквизит танцоров.

 

А все остальное — это часть того настоящего живого искусства Оперетты, которая уступила свой театр, свое место и своих артистов мюзиклам.

 

Единственная из женских персонажей, от кого устаешь, — это Теодора. Высокий голос слушать тяжело, но не оценить Анну Новикову невозможно. Весь спектакль — ровно и качественно.

 

Отмечу приятеля Барона — Валерий Гончаренко, Пуассон. Интересен и хорош, очень хорош.

 

А дальше — парад планет. Нет, не звезд, а планет.

 

Барон де Кревельяк — народный артист России, Юрий Петрович Веденеев. Легенда, звезда, живая история? Нет. Планета. Со своей гравитацией, особой цивилизацией и историей, системой и культурой. Писать о советском мастере оперетты спустя 30 лет после развала СССР почти и незачем, Википедия и YouTube вам в помощь. Но эту планету нужно увидеть, хотя бы раз в жизни.

 

Его Барон — это фигура шахматной партии, объемная и огромная, обаятельный негодяй в кулуарах цирка и вместе с тем — мужчина, что очень хочет игрушку, но не получает. И каждое появление в действии — пир для любого зрителя, и уму, и сердцу, и душе.

 

Планета появляется на сцене — и зритель встречает ее. И мы плывем по орбите, познавая мир, который уже свершился, мир Юрия Петровича. Потому что это немного больше, чем роль в оперетте. Голос, который хочешь слышать снова и снова, всесильное обаяние и чистейшая комедийная канва роли Кревельяка. И все это — высшей пробы, что можно найти только на золоте дореволюционных времен.

 

И зритель поднимается до планеты-актера. И все три часа — мы в ее зоне притяжения, в ее сиянии и щедром неугасимом свете личного дара — певца и актера.

 

Каролина, хозяйка «Зеленого попугая» и мама Тони, — заслуженная артистка РФ Инара Александровна Гулиева. Она же — режиссер-постановщик. «Мама! Но что скажет мама?» — вопрошает сын Тони, а зритель уже понимает — сейчас будет ух как! И Тони, и всем, кто окажется в зоне поражения.

 

И это — планета. Первый раз мне посчастливилось увидеть Инару Александровну в  спектакле «Любовь и голуби», в дуэте с Александром Николаевичем Маркеловым. И при ее появлении в «Мистере Икс» вернулось то незабываемое ощущение — сейчас всем достанется с лихвой! И планета этой актрисы заполняет своей энергией и магией весь зал.

 

Роль прекрасна, Инара Александровна просто с первого слога берет зрителей, музыку, действие, сынка Тони и всех, кто попался. А мы попались, потому что второй акт — комедия и развязка. И планета Инары Гулиевой кружит нас, и смех не угасает при свете этой планеты.

 

И третья планета, народный артист России Александр Николаевич Маркелов. Накануне кто-то из друзей спросил — а кто там играет Пеликана? Не знаю, ответила я, не хочу смотреть экранизации и читать либретто, так будет интереснее увидеть все в первый раз.

 

Весь первый акт я невольно пыталась понять, кто такой Пеликан и где он. Уж Мистер Икс пропел, а Пеликана все нет.

 

Второй акт.

 

Слуга и хозяйка «Зеленого попугая», два эпицентра взрыва, две волны эмоций, две половинки одного ощущения — ну, пожалуйста, я не в силах больше смеяться! Но Пеликан и Каролина — не отпустят, не дадут никому пощады.

 

И две планеты — а ты между ними, почти задохнувшийся от смеха, работа двух актеров идет на таком уровне, где уже нет слов. И ты улавливаешь каждый жест, каждое па, каждое слово, и одновременно видишь всю картину, и снова замечаешь, что эти люди на сцене — одно целое, одно искусство. Кажется, что невозможно смотреть дальше — ты полон, полон до краев всем сразу — и любовью, и счастьем, и удовольствием, и открывшимся знанием, что жанр, который хоронят почти во всех интернет-статьях — живее всех живых.

 

Второй акт — можно откинуться на спинку кресла и просто раствориться, стать частью вселенной, где солнце, звезды, планеты — все часть тебя, и все проходит в твое сердце. Планеты несут тебя силой своего притяжения, свет их смешивается, энергия их — становится твоей, а миры, что ты открыл сейчас — будет вся жизнь, чтобы понять их. Словно ты родился с третьим звонком, и первое, что увидел — космос. И стал его частью.

 

Пеликан угловат и немолод, ершист и остер на словцо. Но он — чудо, его дуэты — то с Тони, то с Каролиной — сокровище. И ты уносишь его в своем сердце. Спасибо, спасибо, Александр Николаевич!

 

Гораздо позже посмотрела самый знаменитый отрывок из «Мистера Икс» 1958 года, где роль Каролины исполняет Гликерия Богданова-Чеснокова, а роль Пеликана — Григорий Ярон.

 

И не смогла сравнить. И не имею права сравнивать.

 

Потому что спустя 60 лет, в нашем времени, в нашей истории — все иначе. И для нас Юрий Веденеев, Инара Гулиева, Александр Маркелов и многие другие — уже стали тем, кем были для них в юности Григорий Ярон, Гликерия Чеснокова и многие другие.

 

Теперь наши старшие современники остались в этой звездной системе, они — наша галактика. Нет, не заняли ничьего места, невозможно сравнивать. Но погасли иные планеты в этой системе, нам уже горят другие светила. И уже ясно проступили новые планетки, новые звезды, что со временем придут на эту сцену. Но одно то, что мы живем в одном времени, в одном мире и одном театре на всех — это бесценно.

 

Самая, извините, «затасканная» и замученная ария Мистера Икс. Услышав вступление, поневоле выдыхаешь — ну, ладно, ну, надо послушать, но как же ею замучили почти все певцы…

 

И стыжусь этой мысли до сих пор. На сцене театра Оперетты — Леонид Бахталин. По первой профессии — теоретическая физика. А потом вдруг — Гнесинка, ГИТИС и консерватория, курс Зураба Соткилавы. И когда Леонид вздохнул и запел: «Снова туда, где море огней,» — я поняла, что судьбу нельзя обмануть. И место Леонида — именно здесь и сейчас, в этой роли, с этой мучительно популярной арией.

 

Потому что Бахталин создал свою арию. Георг Отс даже тенью не появился в уме.

 

Мистер Икс Леонида кроток и крайне нежен с арией, а голос — голос становится еще одним героем. Актер проводит зрителя в душу мистера Икс, раскрывает ее на протяжении всего спектакля и на поклонах — я была счастлива еще и оттого, что не видела ни одного видеоотрывка с Георгом Отсом в этой роли. Теперь мой мистер Икс — Леонид Бахталин. В нем сочетаются вокальная серьезная школа и то, что зовут в театре традицией, личное уважение и молодая любовь к искусству. Молодая — не по годам, а по силе чувства.

 

И все арии, все танцевальные номера, все дуэты — зрители отвечали Леониду с той же искренностью, с какой он вышел в этот вечер на сцену.

 

Это — новая звезда. Нет, не в пошлом смысле «супер», «открытие», «находка», «надежда поколения». Просто, глядя на Бахталина, понимаешь: театр, как и любое искусство, сам призывает своих рыцарей и служителей. Леонид был призван сюда, в свой срок, в свой дом, на свое место.

 

Голос удивительный, классическая школа позволит ему сыграть немалое количество ролей, особый тембр сделает его еще одной планетой в этой системе. И серьезная работа на сцене, с каждым партнером. Свое видение и воплощение, свои мысли — и мистер Икс звучит так, как его задумал Леонид Бахталин.

 

Браво.

 

Любимая актриса, Василиса Николаева, Мари. Ее место в системе планет тоже ждало ее, как и Леонида Бахталина. Здесь и сейчас, в оперетте и мюзиклах — Василиса дома. А ее Мари в «Мистере Икс» — звонкая и яркая артистка цирка, очаровательная девушка, перед которой не устоял Тони. И тем сильнее встреча с деспотичной свекровью, Каролиной. Встреча показывает, что Мари не просто из цирка. Она укротительница, что ни на миг не теряется и не теряет своего огонька. Во втором акте милая Мари просто взрывает зал одной репликой: «У нас что, кончилась посуда?»

 

Инара Гулиева и Василиса Николаева в дуэте — просто отдельная глава, где одновременно видишь и двух женщин, и двух актрис, и два поколения оперетты. И немножко подглядываешь в будущее — и видишь, как они продолжат то, что потом назовут историей оперетты 10-20-х годов.

 

Но есть на сцене еще один персонаж, которого почему-то зовут Тони, а на самом деле он — солнечный заяц, Александр Каминский.

 

Влюбленный юноша, любящий мальчик, застенчивый муж. Невероятно пластичный актер, поющий мотылек в ореоле золотых кудрей. Тони — сколько актеров на этой сцене начинали свой путь именно с этой роли. Александр Каминский — планета, что только набирает обороты, уже серьезный актер, уже — сбывшаяся мечта. Он уже занял свое место в этой системе, и дай Бог, впереди нас, зрителей, ждет долгое путешествие вместе с ним. А пока его Тони танцует с Пеликаном, боится «мамуленции», любит Мари и светит, светит…

 

Один театр, что вместил две галактики. И они взаимопроницаемы. Актеры работают и в мюзиклах, и в оперетте, и оба жанра им подвластны. В театре не существует маленьких ролей.

 

Но классическая оперетта — никуда не уйдет. Это высочайший уровень казалось бы легкого жанра. Но легкость эта обманчива, за каждым взлетом мелодии и голоса — года и десятилетия, за виртуозными партиями — всегда тяжелая работа, на которую способны единицы. Но мы, зрители, в нашем веке станем свидетелями столетия жанра.
И молодые планеты набирают свой ход в одной системе, рядом с учителями, легендами — сверхпланетами.

 

«Мистер Икс» — оперетта со своей собственной судьбой. Изначально «Принцесса цирка» была написана о русском акробате Федоре и русской красавице Федоре. Но при постановке на русской сцене Григорий Ярон переделал либретто. В 1926 году белоэмигранты в советском союзе были не к месту. А в оригинале они есть.

 

Сейчас по первому варианту либретто сняли бы сериал или фильм. И раскрутили бы его силами и средствами всех заинтересованных.

 

Но тогда этот проект носил бы название «Федорино горе». Шутка.

 

Диана Галли специально для Musecube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.