Продюсерская компания «Яркие люди» и «Квартеатр» 21 мая представили премьеру — первый спектакль цикла о легендарных меценатах России. И сразу же бросается в глаза то, о ком и о чём будет идти речь в постановке: об известных исторических личностях, их непростых взаимоотношениях и судьбах. Отношение к ним неоднозначное, но одно неоспоримо — все они действительно яркие люди своей эпохи, о которых говорят, к которым стремятся, которым завидуют, которых боятся или которыми восхищаются.

Для начала хотелось бы рассказать о месте, в котором будут показывать «Морозовы. Дела семейные», – доме Телешова на Покровском бульваре. Построенный на рубеже XVIII и XIX веков, он существовал параллельно с теми самыми Морозовыми. А сохранившаяся аура этого места (где, кстати, сейчас располагаются мастерские по реставрации икон) как нельзя кстати дополняет историческую постановку. И какое удовольствие просто даже побывать в этом доме, а уж посмотреть там спектакль – два в одном!
Создателями спектакля выступили Ксения Орлова и Павел Артемьев. Но это другой Павел, не тот кудрявый с гитарой, потерявший корни, а режиссёр «Квартеатра». И следом – бинго! Теряющего корни и улетающего в небо Павла Артемьева здесь тоже можно будет увидеть в роли актёра и, конечно же, музыканта. Среди других артистов, заявленных в спектакле, присутствуют в основном выпускники ГИТИСа разных лет: Анна Галинова, Татьяна Паршина, Лада Исмагилова, Наталья Кийко, Ксения Орлова, Александр Весна, Иван Василевский, Давид Гугулян. Список длинный, но самих героев в спектакле было ещё больше. Как так получилось? Давайте разбираться. Итак, двери открываются, и добро пожаловать на пару сотен лет назад.

Первый акт спектакля рассказывает нам о семье Морозовых XIX века посредством того исторического наследия, которое нам досталось: письма, дневники, фотографии. Павлу Артемьеву, автору спектакля, потребовалось полгода, чтобы из разрозненных архивов, справок и документов собрать воедино материал, который и был положен в основу постановки. Зрителю были предложены разные мнения и взгляды на личности этой династии и их деятельность, чтобы каждый мог сам решить, кто же они: гении или злодеи.
Стерлядь, которую так любили отведать на обед под бокал игристого, противопоставлялась скудному рациону простого рабочего, а цена за платье в 500 рублей при годовой заработной плате сотрудника морозовской мануфактуры в 112 аналогичных денежных единиц лишь подливала масла в огонь размышлений зрителей. Подача информации была в слегка шутливой форме, так что скучать не приходилось. А сами актеры находились среди зрителей, периодически обращаясь к ним с просьбами (например, одолжить ручку или включить свет), вопросами (не душно ли?) или просто предлагали присоединиться к чаепитию. Рассадка зрителей свободная, но здесь совершенно не работает правило: «Пришёл раньше – сел ближе – увидел происходящее лучше», ведь действие будет повсюду вокруг вас.

В антракте зрителю предложат покинуть зал. Зачем – станет понятно, когда вас пригласят вернуться обратно и насладиться вторым актом. Изменения будут не только в пространстве, но и в структуре повествования. Подача информации теперь более академичная, с цитатами и зачитыванием целых, огромных частей литературных произведений, относящихся к данному семейству. Актёры примерят на себя другие роли и в режиме монологов, изредка разбавляемых диалогами, проведут зрителей к настоящему времени. И вот уже за окном слышен рёв машин и шум современной Москвы.
Вернёмся же к тому Павлу Артемьеву, который не автор спектакля. Раз он есть, то будет и музыка – аксиома. И музыка была, как в исполнении Павла под аккомпанемент пианино, так и хором. И ещё было немного Михаила Круга, а вот почему и зачем – можно понять, только посетив спектакль.
Светлана Игнатова специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Галины Глухоманюк по ссылке
Добавить комментарий