«Москва и Москвичи» от Надежды Бабкиной

13 февраля 2018 года премьерная постановка режиссера Любови Гречишниковой «Москва и москвичи» по мотивам культовой легендарной одноименной повести Владимира Гиляровского в Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня»  обещала в заявленном анонсе участие самой Надежды Бабкиной, ансамбля «Русская песня», фолк- группы «После 11», ансамбля танца «Русские сезоны»  Николая Андросова, являющегося автором идеи и хореографом постановки, и еще множества коллективов, объединенных в одну труппу. Правда, самой Надежды Георгиевны мы так и не увидели, но была похожая на нее артистка.

Про театр

Свежеиспеченный музыкальный театр «Русская песня», построенный в 2009 году в  здании молодого очередного бизнес-центра, напротив театра Зверей имени дедушки Дурова на Божедомке, оказался уютным, компактным, кстати говоря. Кажется большим, но при этом очень средним по размеру, но и камерным его назвать нельзя. Хотя камерность и эффект присутствия там достигаются за счет высоты потолка, отсутствия сцены с пьедесталом как таковой , где артист превалирует над зрителем, и тут эта грань стерта, как и сам пьедестал. Такое ощущение необычного «присутствия» мы помним разве только из юности  в театре «Сфера» в саду «Эрмитаж», где звучала песня под гитару «…а на причале висели шины, висели шины от большой машины» и старом «театре на 5 этаже» на метро Курская, что ныне «Постскриптум» зовется на Ботаническом саду, но это уже не та история. Впрочем, мы отвлеклись. Ностальгия так сильно зашла далеко, что мы аж узнали трагическую новость, что великий актер, автор этой вышеописанной нетленки покинул нас в 2013 году. Вот, собственно, этот шедевр.

«Музыкально хореографическое действие»

Собственно, само действо было в двух отделениях  с небольшим антрактом. Это не спектакль, поначалу казалось  — «недокопустник», некая постановка или музыкально-танцевальная постановка о том, какая была Москва и какие были в ней москвичи с течением времени, нравы, мода, музыка, танцы, быт, начиная с конца XIX века и примерно до 1987 года, в частности —  XII «Муждународного Фестиваля молодежи и студентов». Ретроспектива, состоящая из временных тематических номеров нонстопом перетекающих друг в друга, короче. О! Мы прочли сейчас в программке — «музыкально — хореографическое действие». Эволюция Москвы и москвичей.

Про самих москвичей и Москву

Мы увидели множество персонажей, предположительно задуманных как москвичей  из разных лет на фоне одной и той же Москвы. Тут и Вездесущий дворник, и его кореш — сапожник-татарин, фотограф с триногим фотоаппаратом, курсистка и гимназист — юнкер, Прачка, коробейница аки коммивояжер,  девушки — эдакие «Эллочки-людоедки» времен НЭПа из «12 ти стульев» с лисьими мехами и пером в головах,  «гламурняк» того же Нэпа, надо признать,  элегантный — дамы в черном  с перьевыми веерами под аккомпанемент дуэта аккордеонистов «Братьев Бондаренко»…. (Аминь, старушка Шанель была категорически права, что у «каждой женщины должно быть маленькое черное платье»©.), молодые люди, воры, пижоны…, муж с любовником из «немого кино»  со всеми последующими.

Очаровательные детки – «хулиганы – воришки», они же «школьники» в исполнении ансамбля «Буратино»,  «гопники» в кепках –«аэродромах» и клетчатых штанах и жилетах из 1920х годов в исполнении «После 11»
«Чекисты-нквдшники — ( а может  «мафиози»? «рекетиры»?) (мы, правда, не поняли кто это были, но не суть)», прессующие фотографа за незаконную предпринимательскую аки «спекулянтскую» «тунеядскую» антикоммунистическую «буржуйскую» деятельность на глазах у трясущихся молодых людей и их девушек и жен — муз фотографа – типа 1937 год, солдаты и их жены и дети великой отечественной войны…. с парой проникновенных чувственных душераздирающих навзрыд женских баллад, кажется все-таки «исполненных вживую» и бессмертной святой «Катюшей» под вальсирущий грохот бомбардировок…   Стиляги из 1950-х, разумеется, (мы даже поймали себя на мысли, что костюмы стиляг были выкуплены именно из того самого одноименного фильма, ага). И, да, конечно же в штормовках кспшники все те же «После 11» — без них никуда и бессмертная «Милая моя, солнышко лесное» Юрия Визбора из 1960-1970х годов.

Ну, и апофеозом всего (барабанная дробь!), конечно же, — студентики «мир, дружба, фестиваль» с классикой советского олдскульного фанка «Птица счастья завтрашнего дня» в полуфанерном исполнении «После 11», также и представители на этом фесте «иностранцев — буржуев» в виде «ирландцев» аля «РиверДэнс», жгущих синхронно и чечеточно джигу на линолеуме, греков, закручивающих сиртаки в хоровод, и по умолчанию и как полагается самому театру —  отечественного производителя: славян, белорусов, украинцев с их залихватскими плясовыми, колесами, каруселями по кругу и прочими виртуозными «па» и даже полуакробатикой – вот это прямо в детство отнесло…. Душа прям, вот, сама запела: «Выйду на улицу, гляну на село, девки гуляют и мне веселО». Бесспорно,  все хиты того самого феста, что ваш покорный любил попевать, лазая по деревьям в деревне «Ясная поляна» будучи пацаном у бабушки на летних каникулах в 1987 году.   Валерия Леонтьева «Наедине со всеми» (жаль, что ее Любовь Гречишникова не вставила в блок феста: лучше бы песня эта зашла  по патриотизму, да и, тем более, климат на Земле уже как меняется), «Доктор время»… — ( как раз тогда у Леонтьева был хороший «панковский» период, когда на время фестиваля КПСС и КГБ разрешали выпустить пар — пирсинг, рваные джинсы, длинный «хаер» и песни протестно-мировые пацифистские в стиле «no war, peace»…

Сцена с двумя ложами по бокам, трансляция кинохроники на экране задника, декорации — двухэтажные дома с балконами и лестницами, кубометровые на колесиках копии архитектурных объектов старой и новой Москвы, тематический реквизит: граммофоны, патефоны, фонари, дорогие качественные костюмы, отличная профессиональная хореография, свет, звук на высшем уровне. Фонограммы качественные, записанные  с современной ритм-секцией. Аккордеонисты «Братья Бонадаренко» играли синхронно (мы так и не поняли была ли это «фанера» или качественно возвратный параллельно — процессинговый восстановленный обратный сигнал с пульта?)

Lets Dance

И  про зал и сцену, как мы уже обмолвились, все было неспроста. Зажигательной частью сего перформанса был обязательный  интерактив  со зрителями. Зрителей артисты из первых рядов вытаскивали прямо на сцену и кружили с ними вальсы, отжигали рок-н-роллы, твисты, кружили хороводы. У нас было искушение тоже поддаться этому приятному хеппенингу, но четвертый ряд не позволял это сделать. Детки убегали от дворника и прятали украденное у зрителей, и после вместе с ним танцевали рок-н-ролл.
Дети хорошо танцевали чечетку, без выкрутасов, но четко и синхронно. Все танцы были хорошими и за счет танцев, костюмов действие  держалось и компенсировало то, чего нам не хватило. Очень хорошую хореографию показал нам ансамбль «Русские сезоны» Андросова. И современные ребята танцоры, как ангелы в  белых рваных джинсах и «косухах». Дети для их возраста танцуют профессионально, что не может не радовать. В хореографии мы не сильны в понимании, больше по музыкальной части. Но смотреть приятно было.

Ну где же ты, дядя Гиля?

Мы ожидали большего, чтобы было сквозное действие, остались там только из сквозных дворник вездесущий (ему хотя бы в конце нужно было сменить прикид), сапожник- татарин (усы подросли к концу действия, но прикид остался тот же). Мы хотели и ожидали, чтобы не была, все — таки не прямая в копейку буквализация известной повести, но мы ждали, что хотя бы будет бродить дядя Гиля по Хитровке, тусоваться с бродягами и барыгами, и общаться на возвышенные темы на художнических средах, чтобы была история сквозная с одними и теми же персонажами и более декадентская что ли, с песнями Вертинского и под него танцами … Тем более, сам Боженька велел, ибо Хитровка (ныне Сухаревская, ранее Колхозная площадь) находилась прямо рядом с нынешним местом, и улица Гиляровского именно по- близости. И не хватило многоголосия и живого вокального акапельного исполнения, живых инструментов (думали, что вот «После 11» выйдут с инструментами, электричеством). Костюмы, танцы, дети это очень хорошо, но заученные механистические движения даже хорошо поставленных танцев не цепляли, ощущение халтуры — было. Больше были ассоциации  с «Покровскими воротами», «12 стульями», но никак не с Москвой и Москвичами, от которой только остался вступительный текст и название, с измененной лексикой. Обмана нет, но позиционирование не то.

Для кого это музыкально — хореографическое действие?


Для всей семьи, можно сходить с детками, для закомплексованных и неуверенных в себе, желающих выйти на сцену, для фанатиков из театральных студий, проходящих тренинги на разкомплексованность, для тех, кто болеет звездной болезнью и чувствует себя нереализованным по жизни непризнанным гением, для безработных актеров, желающих затесаться куда — либо, деткам будет весело и интересно, для тех, кто любит хорошие красивые костюмы (респект художнику Роману Ватолкину). Разумется, как и было задумано, для бабушек и дедушек, дам бальзаковского возраста, молодежи, любящей историю Москвы и реконструкторов … им сходить стоит. В целом, полезная мысль в том, что Надежда Георгиевна вывела антрепризу и фолк коллективы на высший уровень. И даже навела на мысль о создании чего — то подобного. Театр замечательный и действо и репертуар — тоже. Захотелось сходить даже на другие мероприятия.

Специально для Musecube Арсений Мальков

Фоторепортаж Марины Тарасовой смотрите: здесь

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.