Мрак есть в каждом

В каждом человеке борются два начала: доброе и злое, божественное и дьявольское, свет и тьма. Как они зарождаются в людях, где их истоки и корни? 9 декабря на сцене творческого пространства «Скороход» после долгого перерыва Этюд-театр представил спектакль польского режиссера Войцеха Урбаньски «Мрак».
Темы, поднимаемые в пьесе, не знают национальности. Поэтому и петербургские зрители наблюдали за действием, затаив дыхание.

Перед нами главный герой – Марек (Вячеслав Коробицин). Его история на первый взгляд так банальна. Детство, учеба, армия, семья… Из отдельных обрывков фраз, воспоминаний, кратких упоминаний, из мельчайших частиц мозаики складывается картина судьбы.
Детство. Сломанный велосипед и забота старшего брата, взявшего на себя вину; первая любовь без взаимности и дурацкий черно-оранжевый костюм. «Только бы не спросили на уроке — просит маленький мальчик, сидя на заднем сидении школьного автобуса – Я больше никогда не попрошу ничего у Господа». Не спросили. Значит Бог есть. В детстве все так просто и очевидно. А еще детям так хочется верить в чудо.

Но как быть, если Господь не помог погибающей птичке? Неужели отвернулся? И в душе рождаются сомнения, зреет мрак… Перед зрителями одна за другой проходят сцены жизни героя. Это вымысел или реальность, зловещие мысли или откровенная исповедь?

Армия, дедовщина, смерть близких людей, одна трагичнее другой. Кто в этом виноват? И было ли это на самом деле?

Видео сопровождает спектакль, усиливая эффект – вот злосчастный дождь и мокрая дорога, где разбивается жена Марека (Вера Параничева), так долго пытающаяся найти и понять и его. А вот – поезд, и заботливые старики-родители (Татьяна Тарасова и Гелий Сысоев) приезжают погостить к сыну. И так нелепо выглядит их трагический конец, где Марек зарезает их ножом. Спокойно, обыденно. Без видимых причин.
И что же это — кошмар или фантазии? Герою являются его родные – каждый в луче света, и от картины, где все еще живы и счастливы, наворачиваются слезы. Возможно, никто и не умер…а Марек просто сошел с ума…

На сцене – лишь стулья, и только лучи света в кромешной мгле. Сквозь нее буквально на ощупь двигается растерянный человек. Рядом, как тень, его светлая сторона, и до самого финала Бог и дьявол сражаются за его душу. Выбор способа самоубийства кажется логичным завершением ужасных злодейств того, кому зрители уже были готовы сочувствовать. Но какое отношение должно быть к убийце, который горько сожалеет лишь о смерти ласточки? Жалко ли ему людей? Кто побеждает в его душе – Бог или дьявол? Свет или тьма?

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Иры Малининой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.