(М)ученик

Режиссер: Кирилл Серебренников.
Исполняют: Никита Кукушкин, Виктория Исакова, Светлана Брагарник, Алексей Девотченко, Александра Ревенко,
Александр Горчилин, Юлия Ауг, Антон Васильев, Ирина Рудницкая.

Выпустившись под занавес минувшего сезона, «(М)ученик» Кирилла Серебренникова и в новом смотрится вполне себе свежо и адекватно происходящему. Немец Мариус Фон Майенбург наверняка не подозревал, как легко его фантазии на тему «что бы было, если бы…», в условиях российской действительности превратились в практически документальную историю об оголтелом фанатизме и его последствиях, губительных для конкретных людей.muchenik

В постановке практически каждая роль — собирательный образ, узнаваемый типаж, участвующий в абсурдных, алогичных событиях, нанизываемых на весьма эфемерное божество, воля которого транслируется на огромную стену цитатами из Библии, извращенно трактуемыми героями. Это могло запросто сойти за притчу, если бы не было так похоже на жизнь.

Трудный подросток Веня (Никита Кукушкин) и учитель биологии Елена Львовна (Виктория Исакова) высказывают вполне конкретные точки зрения на вопросы, отвечать на которые вроде как принято обтекаемо. По ходу пьесы один мутирует из школьной парии, переживающей развод родителей, в религиозного фанатика, тогда как вторая формулирует для себя четкую гражданскую позицию, емко манифестированную в паре фраз: «Я отсюда никуда не уйду. Я тут на своем месте». Что вызывает некоторую оторопь и замешательство… Это же прямое высказывание создателей спектакля! Ответ на идиотское «езжайте туда, где есть свобода слова, если не нравится здесь». Ответ людей, принявших реальность, но не соглашающихся с ней, готовых активно доказывать, что есть альтернатива и она возможна здесь и сейчас.

К сожалению, содержание пьесы рисует не радостные перспективы. В псевдорелигиозный бред школьника оказывается вовлечено большинство, готовое идти на малые уступки, в надежде предотвратить большие неприятности. Вера, религия, официальная церковь, теория эволюции, бикини и презервативы на морковках становятся снарядами в этой схватке АДЕКВАТНОЙ и ОБЩЕПРИНЯТОЙ позиций, перерастающей в войну с реальными разрушениями и жертвами.

В оригинальном тексте Майенбурга учительница в точке кипения прибивает ступни к полу. Исакова ограничивается ньюбэллансами, вколачивая гвозди в которые заявляет, что ее выбор сделан. Может теперь наша очередь?

Стелла Татевосян, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.