На пыльных тропинках одной из планет

Он ругался и пил, я – за ним по пятам.
Только в самом конце разговора
я его оскорбил. Я сказал: капитан!
Никогда ты не будешь майором…
В. С. Высоцкий

 

Грета Шушчевичуте, чья постановка чеховской «Чайки» из г. Россошь недавно приезжала в Москву, создала вместе с артистами МХАТ им. Горького, где буквально на днях отпремьерился рыцарственный «Дракон», спектакль «Звёздная пыль» по пьесе молодого автора Натальи Мошиной.

 

Театральные проявления, связанные с именем Греты, до сих пор никак не готовили меня к простоте и добру, настоянных на крепкой правде, которыми нас угостили сегодня на малой сцене. В аннотации к спектаклю, которую вы можете прочитать на сайте МХАТ, отчасти раскрывается интрига, послужившая зачином к этой истории. Не стану её повторять: сейчас можно загуглить даже жизнь в Африке, что уж говорить о театре в центре столицы.

 

(Кстати, о столице – суметь поставить в этом городе по-хорошему «провинциальный» спектакль для «простых» людей, может, и не подвиг, но определённо проявление некой «суперсилы» режиссёра. Отсутствие в семейной истории кинозвёзд, академиков и госчиновников, по-моему, должно служить контрамаркой для прохода на обсуждаемое представление. Ну, или для имеющих вышеназванные связи цену повысить вдвое…)

 

Вместо обсуждения сюжета предложу вернуться к эпиграфу. Нет, никто из героев пьесы не воевал (не все даже служили в армии), не то поколение. Просто в чём «оскорбление», о котором рассказывает поэт, состоит? Разве отставной капитан надеялся на повышение в звании? Нет. Оскорбление в том, что собеседник (собутыльник) позволяет себе измерить достоинство мужчины формальным статусом. В этом ли смысл достоинства?

 

О смыслах, включая смысл жизни и существования цивилизации, в спектакле думают вынужденно много, и с непривычки к философским вопросам герой блуждает в потёмках, рассеять которые не под силу и присутствующим здесь же высоколобым научным работникам.

 

Но к свету он всё же выходит (надо отметить актёрскую работу Тимура Дружкова, который без особых внешних перемен показывает отлущивание чепухи от личности, превращение «человека ниоткуда» в «человека» без ярлыков). Финал решён в стиле Дэни Вильнёва с его «Прибытием»… только в качестве пришельцев, мне кажется, приходится оказаться нам с вами.

 

Справимся ли?

Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Ирины Ефремовой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.