Настоящее сумасшествие или хорошо продуманный план?

10 февраля 2018 в Молодежном театре на Фонтанке сыграли театральную фантазию «Дом, который построил Свифт», посвященную тридцатому юбилею спектакля. Его премьера состоялась 23 января 1988 в театре «Суббота», откуда в конце 1989 отделилась большая часть труппы во главе с Натальей Никитиной, создав свой — Театр Дождей. Автором пьесы, по которой поставлен спектакль Натальи Никитиной, является известный писатель-сатирик и драматург Григорий Горин. По его пьесе снят фильм с аналогичным названием, в котором снялись известные актеры: О.Янковский, Е.Леонов, А.Абдулов, Н.Караченцев, А,Збруев и другие. Режиссером выступил Марк Захаров.

Примечательно, что есть актеры, которые играют в постановке на протяжении 30 лет с момента премьеры в театре «Суббота» а именно : Анатолий Рычагов, Иван Кожевников , Елена Сапронова, Александр Иванов, Александр Маков. Эта постановка, как коробочка с двойным дном. Хочешь понять и уловить смысл происходящего на сцене, но все так загадочно и остроумно, что практически все 3 часа спектакля пытаешься разобраться и собрать воедино.

Постоянно приходится менять свою точку зрения, поскольку все, что казалось простым на первый взгляд, при ближайшем рассмотрении становится сложным и неоднозначным. Думаешь, вот я наконец-то понял, но, внезапно, смысл приобретает другое значение. Приходится опять напрягать извилины и складывать пазлы в своей голове. Этот спектакль заставляет мыслить. Причем делает это деликатно, постепенно погружая в мир этого дома. И чем дальше, тем глубже проникаешься. И тогда границы добра и зла, любви и вражды перестают существовать, а сливаются воедино, превращаясь в коктейль из чувств. А правда смешивается с вымыслом.

Впечатляет игра декана Свифта, которого играет Анатолий Рычагов. Большую часть спектакля он безмолвствует, но ты понимаешь все, что ему требуется сказать. А когда декан вдруг начинает говорить, даже уже как-то непривычно. Привыкаешь понимать его без слов. Хотя голос у него очень приятный, строгий с низким тембром. Александр Маков в роли Доктора Симпсона очень убедительно играет переход от уверенного в своей правоте скептика до растерянного на гране помешательства человека. Понравился гипноз Николая Лосева в роли мистера Некто. «Вспоминайте, люди, вспоминайте!» Постепенно гаснет свет, зал погружается во тьму, как в утробу матери, и очень хочется вспомнить свою прошлую жизнь. Трогательная сцена разыгрывается между двумя лилипутами . Они показывают очень тонкие грани дружбы, любви и предательства. Сочувствуешь великану Глюму, узнав историю его жизни.

Хочется отметить выступление Лапутянина и танцевальной группы лапутян. Впрочем и все танцы, поставленные хореографами Сергеем Меркуловым и Марикой Тамаш были запоминающиеся.

Яркое дополнение к главным героям — Йеху. Они сами и их костюмы из сетки создают особый колорит,необычную атмосферу. Наталья Никитина особенно отмечала роль Йеху. Без них не получилось бы цельности, законченности в этой театральной фантазии. Сценография и костюмы оформлены Марией Смирновой – Несвицкой.

Тяжело приходится в этом мире гению. Он вынужден надевать маски или даже притворяться сумасшедшим, чтобы общество его не погубило. Ведь народ не принимает личностей, способных мыслить глубоко и имеющих личное мнение. Свифт по природе своей — бунтарь. Он бунтует против людской глупости и мнимое сумасшествие позволяет ему этот бунт осуществлять. Он может свободно публиковать памфлеты, ведь если ты сумасшедший никто не воспринимает тебя всерьез и власть не видит в тебе угрозы.

Это действительно потрясающий спектакль. Философский и многогранный. Он заставляет размышлять, чувствовать, верить в добро, сопереживать. Искать необычное в повседневности, менять точку зрения, отказываясь от штампов и предрассудков. Составлять свое собственное мнение на происходящее. Слушать и слышать мысли, не разговаривая.

Огромная благодарность Наталье Васильевне за удивительную постановку, за доброту и человечность а также всем актерам без исключения за мастерство, искренность, за этот праздник души, что вы дарите зрителю. Хочется возвращаться и переживать вновь и вновь эти яркие и сильные эмоции.

Елизавета Барабанова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Театра Дождей


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.