Спектакль “Женитьба” в Театре Наций сыграли в последний раз.
Мне повезло вскочить в уходящий поезд и увидеть заключительный показ спектакля с участием Ксении Собчак. “Токсичный китч” – именно так обозначил жанр постановки сам режиссёр. Яркие перенасыщенные цвета и гипертрофированная действительность большого города, в котором растворяются тысячи людей-муравьёв, с гаджетами, компьютерами, красивой сытой жизнью и с неизменной психологией героя, по-прежнему чудовищно зависимого от общественного мнения.
Гоголевская комедия о неизбывном превратилась на сцене Театра Наций в яркий трагифарс, где судьба маленького человека в большом мире представлена в виде ток-шоу, руководить которым предстоит самой неоднозначной фигуре российского шоу-бизнеса. Ксения Собчак проделала огромную работу, к которой, что интересно, вопросов никаких нет. Образ, характер, персонаж – всё отрепетировано и выверено до совершенства, вплоть до отличного речитатива. Образ гоголевской свахи Фёклы Ивановны в сценической версии Филиппа Григорьяна – это симбиоз одиозной гоголевской старухи и сложившегося образа Ксении Собчак в масс-медиа. Телеведущая и политический деятель, Ксения со свойственной ей самоиронией воплотила в жизнь персонаж гламурной старухи с косой, которая делает бизнес на человеческих судьбах, не щадя никого. В результате порождённые ею уродливые, токсичные ячейки общества растерзают её на куски, потому что зло всегда порождает только зло.
Сцена расправы над гламурной свахой, которая в один прекрасный день вдруг стала всем неугодной (ах, как это узнаваемо, даже слишком, пожалуй), напомнила гибель Жана-Батиста Гренуя, который так же хотел, чтобы его все любили, вот его и залюбили. До последней капли крови.
Главный герой постановки Григорьяна – Иван Кузьмич Подколесин в исполнении Максима Виторгана – мужчина средних лет, которого все вокруг мечтают женить. Сам персонаж вполне счастлив наедине с самим собой, однако его окружение считает иначе. На день рождения ему дарят большого плюшевого медведя, который с появлением разговоров о женитьбе вдруг оживает, становится его спутником и воплощает образ возможного счастливого будущего, о котором мечтается, но путь к которому туманен и тернист.
Как найти себя и не потеряться в бесконечных попытках доброжелателей прожить твою жизнь? Как понять, что нужно тебе, а не тому парню?
Персонажи Гоголя почти 200 лет назад безуспешно пытались найти ответы на эти вопросы. И сейчас, в веке XXI, в мире почти неограниченных возможностей, человек по-прежнему заключён в клетку общественного мнения, перекачан информацией, переполнен фотографиями счастливых семей из социальных сетей и бесконечных текстов о том, как оно должно быть, и чего он обязан или не обязан хотеть. Близкие по-прежнему стремятся причинить добро своим видением счастья. Одного на всех. Но такого желанного. Как тот медведь. Ведь он живой, он дышит, он ждёт, когда ты придёшь за ним в лучший из миров.
Спектакль “Женитьба”, как реалити-шоу, где все пороки вывернуты наизнанку, имеет звёздный актёрский состав, где каждый узнаваем благодаря своим киноперсонажам. Максим Виторган известен благодаря проектам “Квартета И”, а также многочисленным телесериалам. Анна Уколова сыграла множество ролей в самых обсуждаемых картинах последних лет, а также снималась в “Левиафане” Звягинцева. Виталий Хаев работал в картинах К. Серебренникова, С. Говорухина, Ю. Мороза и множестве других.
Сценографию спектакля разработал сам Филипп Григорьян, хореограф постановки Ольга Прихудайлова (зонг-опера “TODD”, спектакль-интервью “Вся жизнь впереди”), костюмы создала Галина Солодовникова, работавшая также с Кириллом Серебренниковым и Максимом Диденко.
Нарочито искусственная бутафория эффектно контрастирует со страстями, разворачивающимися на сцене: Агафья Тихоновна (Анна Уколова) перебирает женихов, как товары на полочке, превращая сватовство в политические дебаты, кандидаты в президенты в мужья раскрывают личные драмы, Подколесин (Максим Виторган) ищет мир, в котором живёт его Медвежонок, а друг Кочкарев (Виталий Хаев) мстит окружению за навязанное ему семейное “счастье”.
Кто виноват? И как научиться жить в мире, опутанном паутиной масс-медиа?
Писатель в далёком 1835 году своих персонажей пощадил. В 2015 году на сцене Театра Наций развернулась драма, в которой персонажи не выдержали давления. Подколесин вышел в окно, жирный омоновец Яичница (Олег Комаров) вовремя ухватил освободившуюся невесту, а со свахой жестоко разобрались от широты души русской.
А ведь как невинно всё начиналось: молодой дядюшка Фэстер, уютный полосатый халат и жизнь в телевизоре, как цветастое ток-шоу, которое просто обязано закончиться трагично, иначе зритель переключит канал.
Помните песню про старого клоуна в исполнении Владимира Зельдина? Со временем он всем надоел, было скучно смотреть одно и то же каждый день, и в тот момент, когда артист по-настоящему умирал на сцене, зал от восторга аплодировал стоя.
Возможно, мы чего-то упускаем. И мне очень грустно, что 28-го мая 2018 года спектакль “Женитьба” в постановке Филиппа Григорьяна сыграли в последний раз. Это было хорошо.
Ирина Ефремова специально для Musecube
Фотографии Александра Иванишина, Театр Наций
Добавить комментарий