Но любовь все живет в моем сердце больном

 

Холстомер

18 апреля 2018 в Большом театре кукол вновь играли «Холстомера», поставленного Русланом Кудашовым по одноименной повести Льва Толстого.

 

Премьера состоялась в 2008 году и за это время постановка получила различные награды среди которых: гран-при Международного фестиваля «Два-мало, три-много» (Болгария), дипломант фестиваля «Ученики мастера», номинант Высшей национальной премии «Золотая маска» во всех четырех номинациях, диплом Губернатора III степени (премия правительства СПб в области литературы, искусства и архитектуры).

 

Артист Петр Васильев, исполнитель роли Холстомера, стал лауреатом Национальной премии «Золотая маска» в номинации «лучшая мужская роль в театре кукол». В октябре 2012 года спектакль был показан в Нью-Йорке в Центре Барышникова, дважды принимал участие в федеральной программе «Большие гастроли».

 

Этот спектакль о жизни лошади по прозвищу Холстомер, которое дали ему за быстроходность, редкий и длинный мах при беге. Он родился породистым жеребцом и звали его Мужик первый по родословной. Но никто его так никогда не называл, больше использовали простонародную кличку. Быть может по-другому могла сложиться его судьба, если бы не дефект в окрасе, так называемые пежины, которые повлияли на всю его жизнь, не смотря на высокое происхождение, силу и быстроту.

 

Так вышло, что люди, которым он принадлежал, считали его лошадью второго сорта, дефектным. Они были уверены, что это им дает право унижать, плохо обращаться, использовать в своих целях. Никто не думал о нем, как о живом существе, которое имеет право просто жить, любить и быть свободным. Даже лошади от него отвернулись, когда люди сделали его мерином, чтобы он не мог передать потомству свой пегий окрас. И тогда он понял, как он стал далек ото всех, отвергнутый в любви, дружбе и обреченный на страдания, унижения и боль.

 

Слышно, как завывает ветер. На сцене лежит босой человек в простой рубахе. Он просыпается от холода, встает на ноги и подходит к двери конского загона. Начинает стучать. Кричит, чтобы ему открыли, все сильней и сильней. Тут вспыхивает яркий свет, створки загона распахиваются. Как оказывается, это ворота рая, а человек-это душа Холстомера, физическая оболочка которой закончила свои страдания и тяготы на земле.На него смотрят трое людей в белых одеждах, один из них начинает читать книгу его жизни, вместе с ними и мы узнаем, как жил Холстомер.

 

Он был трижды несчастлив: он был пегий, он был мерин, и принадлежал конюшему, а не богу и себе, как это свойственно всему живому. В своем одиночестве он начал размышлять о жизни. О том, что люди руководствуются не делами, а словами. И главное среди этих слов — «моё». Его с легкостью применяют к вещам, животным, другим людям. Он задумывался о непостоянстве материнской и вообще женской любви. Но не смотря на все невзгоды, он не жаловался на жизнь, не испытывал чувство ненависти, просто смирился со своим положением. Холстомер служил людям верой и правдой, любил своего хозяина гусара, хотя тот стал причиной его погибели. И даже после смерти его плоть и кости пригодились и принесли пользу.

 

Это история об эгоизме, холодности людей, которые калечат свою жизнь и жизнь тех, кого они считают своей собственностью по праву. Не смотря на то, что повесть была написана Львом Николаевичем в позапрошлом столетии, она звучит особенно актуально в наш «век потребления». Спектакль дает повод задуматься, а насколько ты равнодушен по жизни? Насколько потребительски ведешь себя с другими? Есть ли в твоем окружении такие Холстомеры?

 

В постановке участвуют куклы, марионетки и люди. Интересно придумана сценография. Тут и силуэты лошадей в лучах света, и сказочная карусель, и скачки. Свет на сцене то красный, то белый, то клубится туман. Эхо голосов в раю звучит очень эффектно, такое ощущение, что ты действительно попал в рай. Здесь люди, как персонажи, не имеют голов, а представлены вещами, соответствующими их сути. Запомнилась кукла-голова лошади-мамы с красивыми миндалевидными глазами. В разные годы жизни и в соответствии с обстоятельствами Холстомер то марионетка, то голова лошади, либо его играет Петр Васильев.

 

Поскольку зал небольшой, то создается ощущение сопричастности. Актеры и все происходящее становится ближе, нежели в большом пространстве. По окончанию спектакля, зрители своими овациями не хотели отпускать актеров со сцены, они выходили на поклон четыре раза. От увиденного остается послевкусие в виде строк из прозвучавшего романса Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду, но любовь все живет в моем сердце больном…»

Елизавета Барабанова специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Екатерины Горчаковой можно посмотреть здесь:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.