Омская гроза прошла в Театре Вахтангова

Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.
Катерина Кабанова

Три раската грома – такие звонки к спектаклю «Гроза» Омского государственного академического театра драмы режиссера Галины Зальцман. И вот уже зритель в зале и изучает пространство, подготовленное к действию.

Декорации, придуманные Лилией Хисматуллиной, на первый взгляд, выглядят слишком лаконично: мостки, несколько камней, пластины с зеркалами. Но в процессе спектакля каждый метр сцены будет задействован предельно, емко, образно, что делает картину погружения в мир Катерины полной, настоящей. Зеркальные прямоугольники — как картинная галерея, отражающая искривленные портреты современников, камни, превращающиеся то в место свиданий, то в уголок для размышлений, в котором Катерина, подобно Аленушке с картины Васнецова, грустит над судьбой. Мостки «трансформируются» то в мостик для влюбленных, то в поселковую дорогу, то в алтарный путь – все отлично компонует пространство. Так же и с костюмами: ничего лишнего, все шесть персонажей одеты современно, строго, с нюансами, подчеркивающими характер. Отличная работа с образами.

Жанр спектакля – сказочка, но это обманчивое определение, у режиссера Галины Зальцман это, скорее, русский хоррор, страшная байка на ночь — о том, что бывает с женами, которые решились не только на чувства, но и на то, чтобы обнародовать их, плыть против течения и настроения общества. Многие помнят «Грозу» А.Н. Островского еще со школы, пьеса мало кого оставляет равнодушным. Но в том и прелесть, что каждый театр, показывает эту драму по-другому, находит что-то свое. Омский театр противопоставил главным персонажам шестерых скоморохов, лубочных персонажей, которые комментируют происходящее шипением, шёпотом, выходят с песнями и плясками. Вычурные народные костюмы, контрастирующие с мертвенно бледными лицами, создают мрачное ощущение жути — тем более, что история развивается как будто по кольцевой линии, где Катерина движется от финального диалога через все мучения опять к жестокой развязке.

Режиссеру удалось создать один из кругов ада в действии. Поэтому зрителя не покидает страх за Катерину на всем пути пьесы. И шепотки этих вроде бы разряженных для веселья людей выглядят зловеще, а когда к ним выбегает медведь, то «Гроза» Островского превращается в вещий сон Онегинской Татьяны. В хоре для зрителей играли: Олег Берков, Анастасия Ешкова, Иван Курамов, Мария Макушева, Александр Соловьев.

Катерина Натальи Запивохиной – современная молодая девушка, которой хочется свободы и счастья. Катерина вышла замуж слишком рано, она еще не поняла, что муж не в состоянии дать ей опору, любовь. Её бесхитростность, нежность, порывистость, разбиваются о холодность мира. От того, что на сцене только Катерина — настоящий живой человек, чувствующий, переживающий, обладающий эмпатией, становится еще более жутко.

Артем Ильин очень талантливо сыграл мужа Катерины, Тихона — слабого, полностью подчинившегося матери и презирающего себя за это. В какие-то моменты зритель видит в нем знакомый типаж, сочувствует ему.

Борис в исполнении Игоря Костина – интеллигентный, незрелый, боязливый мужчина, который не готов отдавать, а может только жить удачно подвернувшимся моментом. Что ж, это нередко встречается в современной жизни.

Очень тонко подмечен здесь образ Кабанихи (заслуженный деятель культуры Омской области Ирина Герасимова). Кабаниха не громогласная, как часто её изображают, а такой тихий манипулятор, змея с удушающе ласковым голосом. И от такого тона становится еще страшней, чем если бы она кричала. Сцены с появлением этой героини получились очень сильными, вызывающие мурашки ужаса и омерзения.

Второй диктатор в этом произведении, Дикой (народный артист России Михаил Окунев), показан сильным человеком, у которого все под контролем, и домашние боятся его прихода. Хотя, казалось бы, Дикой всем сердцем стремится к Богу, бьет земные поклоны и кается до унижений. Но такое лицемерие еще хуже, потому что понимаешь, что перед нами чудовище, мощное и не умеющее управлять своими страстями. Оно может даже убить, а потом лицемерно извиняться и рвать на себе рубаху.

И яркая звезда спектакля – Варвара в исполнении Ольги Беликовой. Она олицетворение того, как можно жить во лжи, но позволять себе радоваться этой жизни, принимая правила изуродованного общества.

К спектаклю написана отличная музыка, композитор — Ванечка (Оркестр приватного танца). Народно-современные мотивы придают постановке оживленность и соответствующее настроение, они гармонично вписываются в действие.

Спектакль многослоен, интересен и, несмотря на пугающую суть, манит к себе снова и снова — пересматривать, находить упущенные смыслы и искать выход в лучшую жизнь для бедной Катерины. Огромное спасибо Омскому государственному академическому театру драмы за то, что привезли москвичам на легендарную сцену Театра Вахтангова отличный спектакль.

Маркер хорошей драмы — когда кричат «браво» не сразу, с первыми аплодисментами, а немного позже, потому что у зрителей перехватило горло от переживаний. На поклонах Омского театра это было. Спектакль по классической пьесе задел каждого своей острой современностью и правдивостью. Браво, омичи, ждем ваших гастролей еще!

Татьяна Сорочан специально для Musecube

Фотографии Елены Клюевской можно увидеть здесь

А фотографии Ольги Кузякиной — здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Последние новости: