Опасные игры с человеческой душой…

«В каждом из нас сокрыты два начала – добро и зло». Именно такими словами начинается новый мюзикл Санкт-Петербургского государственного театра Музыкальной комедии «Джекилл и Хайд». После невероятного успеха «Бала вампиров» театр снова поставил мистическую историю, но теперь зло предстает перед зрителями не обособленным персонажем, не монстром из страшной сказки, этот спектакль о том зле, что обитает в душе каждого.

В основе спектакля лежит повесть шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Мюзикл «Джекилл и Хайд» – результат совместной работы композитора Фрэнка Уайлдхорна и автора текстов Лесли Брикасса. Еще до премьеры на Бродвее в 1997 году этот мюзикл был трижды поставлен в США, а после премьеры стал самой продолжительной по количеству сезонов бродвейской постановкой. Этот мюзикл был поставлен во множестве стран по всему миру – в Германии, Австрии, Японии. Российские зрители могли увидеть альтернативную версию мюзикла в московском театре Моссовета, где она идет с аншлагами уже много лет. И вот, наконец-то, российские любители мюзиклов могут увидеть спектакль «Джекилл и Хайд» таким, каким его с самого начала задумывали его создатели, о чем перед премьерой в своём видеообращении к российской труппе и зрителям заявил композитор Фрэнк Уайлдхорн.

Ранее театр Музыкальной комедии уже ставил мюзиклы мирового уровня. «Бал вампиров» шел в театре три сезона и пользовался небывалым успехом у публики. Но это был полностью лицензионный проект, при постановке которого необходимо было точно воспроизводить все детали с ювелирной точностью. В этот раз руководство театра во главе с генеральным директором Юрием Шварцкопфом приняло решение сделать по-настоящему свой проект. Несмотря на то, что основой для создания спектакля послужила бродвейская постановка, можно с уверенностью сказать, что мюзикл «Джекилл и Хайд» – детище театра Музыкальной комедии. От бродвейской версии в нем осталась только сюжетная канва. Даже прекрасная музыка Уайлдхорна обрела новую жизнь благодаря таланту аранжировщика и дирижера Алексея Нефедова.

Для создания столь масштабного проекта была приглашена группа международных специалистов во главе с уже известным в Санкт-Петербурге венгерским режиссером Миклошем Габором Кереньи, носящим псевдоним Керо. Совместно с хореографом Акошем Тихани, художником Чёрсом Келом, художником по костюмам Анни Фюзер и художником по свету Петером Шомфаи Керо превратил довольно камерную и минималистичную в плане декораций бродвейскую версию мюзикла в нечто потрясающее своим размахом. Здесь во всей красоте представлены одни из главных достоинств театра – ансамбль, балет и хор. Глобальность массовых сцен завораживает, возникает полное ощущение погружения в атмосферу, чему немало способствуют уже давно используемый в театре прием включения зрительного зала в игровое пространство. Массивные декорации меняются в мгновение ока, перенося зрителя то в кабинет главного героя, то на улицы города, а то и в заведение с весьма сомнительной репутацией. Голографические проекции успешно дополняют основные декорации и погружают зрителей во мрак лондонских улиц конца 19го века.

Актерский состав представляет собой уже сработавшуюся на предыдущих постановках театра труппу профессионалов высокого уровня, уже успевших заслужить любовь поклонников в России и за ее пределами. Этот спектакль открывает новые грани актерского таланта всех артистов мюзикла, но особо впечатляет невероятный профессиональный рост исполнителей главной роли, перед ними стояла сложнейшая задача – убедить зрителя в том, что Джекилл и Хайд – две абсолютно разные личности, вынужденные сосуществовать в одном теле. И им это удалось! Джекилл и Хайд отличаются внешностью, походкой, жестами и даже голосом, хотя играет их один актер. И эти поразительные трансформации заставляют замирать сердце и неотрывно следить за происходящим на сцене.

Мюзикл «Джекилл и Хайд» – повествование о том, что зло живет в каждом из нас и о том, что случается, если дать ему выход. Амбициозный и полный энтузиазма доктор Генри Джекилл работает над созданием формулы, которая сможет разделить в душе человека добро и зло. Он уверен, что это поможет его отцу выбраться из пучины безумия. Джекилл одержим идеей победить зло, создать идеальный мир без войн и убийств, общество, где будут царить любовь и порядок. Но в своем эгоистичном стремлении заглянуть за грань добра и зла, он не замечает, что сам уже почти переступил её. Ведь как разглядеть эту грань, если все вокруг носят маски чистоты и доброты, скрывая за этим фасадом свои грехи и темные страсти?

Все лгут окружающим, но самое страшное то, что они лгут самим себе. Совет попечителей больницы святого Иуды, где Джекилл выступает с докладом, называет идеи доктора безумием и ересью, игрой в Господа, но Джекилл не в состоянии прислушаться к их словам, ослепленный злостью и ненавистью, готовый до конца отстаивать свой проект. Совет попечителей почти полным составом отвергает идею испытать формулу Джекилла на человеке, опасаясь потерять репутацию. Это и становится завязкой трагической истории.

Но в жизни Генри Джекилла есть и светлая сторона – он обручен с прекрасной девушкой из благородной семьи Эммой Кэрью, которая любит его и принимает его таким, какой он есть. Её любовь абсолютна и слепа, Эмма не замечает даже необратимых изменений, происходящих с ее женихом, и до последнего верит в силу любви. После помолвки лучший друг и адвокат Генри Джекилла Джон Аттерсон уговаривает его развеяться и отвлечься, наконец, от работы. Аттерсон дорожит своим другом, поддерживает его и очень волнуется за него, но все же он подвержен влиянию общественного мнения, он мыслит как среднестатистический «порядочный человек». Друзья попадают в весьма сомнительное заведение «Красная крыса», где главный герой знакомится с девушкой легкого поведения Люси Харрис, страстной, сексуальной, вульгарной, но трогательной, ранимой и глубоко несчастной в душе. Отказавшись от более близкого знакомства, Джекилл все же оставляет ей визитку, но не перестает думать о своем эксперименте. Он приходит к выводу, что единственным возможным кандидатом для испытания формулы может быть лишь он сам.

После принятия препарата на свет появляется чудовищный Эдвард Хайд, в котором, кажется, сконцентрированы все человеческие грехи – злоба, жестокость, порочность. И Джекилла, хоть его и пугает Хайд, даже наглядное доказательство его злодеяний не может заставить закончить эксперимент. Но Хайд уже почувствовал вкус крови. Больше похожий на дикое животное, он в то же время обладает какой-то извращенной справедливостью, карая всех, кого он считает виновными в гордыне, распутстве, трусости. Череда кошмарных убийств сотрясает Лондон. Лишь в полной мере осознав весь ужас происходящего, Генри Джекилл решает навсегда уничтожить Хайда, но тот стал слишком силен, напившись крови и злобы большого города.

Любовь Эммы и Люси уже не способна помочь Джекиллу выбраться из той ловушки, в которую он сам себя поймал. И над телом последней жертвы происходит финальная битва добра и зла в душе доктора Джекилла. Кажется, что Хайд навсегда побежден, и дальше героя ждет счастье с любимой женщиной. Но чудовище лишь затаилось, чтобы вырваться на свободу в самый неожиданный момент. Джекилл понимает, что избавить этот мир от монстра можно лишь унеся его вместе с собой в могилу… Противоречивый финал не дает зрителям ответа на вопрос, что же сильнее в человеке – добро или зло. Практически все герои так или иначе имеют как положительные, так и отрицательные черты. «Человек многолик – он то плох, то хорош». Главный герой пожертвовал собой ради избавления мира от созданного им зла, но не нашел в себе сил уйти самостоятельно. Так желание постичь непостижимое и сделать мир лучше привело к ужасным последствиям, разрушив множество жизней. Добро и зло есть в каждом, и каждый день они ведут между собой борьбу, поэтому задача любого человека – не допустить, чтобы зло в нем одержало победу.

Татьяна Лупанова, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Натальи Ивановой смотрите здесь: 04.12.2014 и 06.12.2014.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.