«Остров сокровищ» Ивановского музыкального театра: команда «любить»

В России нынче моден режиссерский театр — то есть авторские (режиссерские) интерпретации известных сюжетов. Режиссер Пётр Борисенко (также заслуженный артист РФ, солист Московского театра оперетты) взялся за постановку всеми известного романа Роберта Стивенсона на сцене Ивановского музыкального театра, будучи предельно честным со своими зрителями: его семейный мюзикл визуально решен в стиле стимпанк — с первых секунд после поднятия занавеса, то есть еще в самом начале увертюры, сидящие в зале непременно «считывают», что им предстоит увлекательное путешествие не по волнам подстрочника первоисточника, но в компании сослагательного наклонения. Шестеренки, рычаги и вентили, использованные для костюмов и декораций, — это дань тому направлению <научной> фантастики, которая подразумевает альтернативный вариант развития <человечества>. За почти полвека своего существования это направление вышло за пределы паровых машин, эпохи раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением, но сохранило главное: допущение «что могло бы быть». Романтик Петр Борисенко оттолкнулся от того, что главное сокровище — это любовь. Отличный ход навстречу целевой аудитории спектакля: понятно, что будущие и нынешние подростки придут в театр в компании родителей, но, во-первых, и взрослым не помешает напоминание о главном, а во-вторых, и самим юным зрителям эта тема уже интересна.

Так что Джим Хоккинс старшего подросткого возраста в компании своего опекуна доктора Ливси, сквайра Трелони и капитана Смолетта на некоторое время покидает свою мать, честную женщину, чтобы затем вернуться с двумя сокровищами, одно из которых — Джоанна Ганн.

Стоит, пожалуй, отметить, что Петр Борисенко перепридумал (в пользу дополнительной, лирической линии) сюжет, имея фабулу либретто Леонида Острецова со стихотворным участием Александра Немировского и уже написанный музыкальный материал Кирилла Острецова. Режиссер переработал историю и перераспределил ее части между действующими лицами, а затем самарский бард и композитор Андрей Колесников (который принимал участие в записи изначального аудиомюзикла и его продюсировании) написал дополнительные и переписал некоторые имеющиеся номера под новых героев и режиссерскую идею.

Пусть говорят, что любить не модно,
Но душа черствеет без нежных слов!
Мы думать можем все что угодно,
Но миром правит — любовь!…

Так что музыка в спектакле не только предсказуемо — йо-хо-хо! — морская и пиратская, но еще и точно передающая настроение и состояние героев, включая юных влюбленных. С новой сюжетной линией в мюзикле появились не только новый герой, интригующе обозначенный как сын Джима, но и… художественное оформление спектакля. Судя по всему, весь «механизм» «Испаньолы» и, соответственно, обстановка трактира «Адмирал Бенбоу» и проч. придумывались от необходимой картинки финальной сцены. И если ребенок тут — в контексте доработок либретто и необходимости уйти от тотального монолога Джима — более-менее ожидаем, то второе обстоятельство вызывает восторг и аплодисменты в адрес художника-постановщика Александра Пырялина, благодаря которому этот технически сложный спектакль выглядит столь эффектно!

Также эффектностью и зрелищностью мюзикл обязан балетмейстеру Анастасии Кузнецовой, хормейстеру Ярославе Бабуриной и постановщику боев Павлу Доронину: им пришлось «обуздывать» все массовые сцены с участием матросов и пиратов (их исполняют артисты хора и балета). Причем очень четко в мюзикле передана идея шанти: ритм этих песен помогал морякам времен парусных судов синхронизировать темп своей совместной работы. Ожидаемо Джон Сильвер здесь запевала (шантимен), а хор моряков подхватывает, причем на припев (где изначально был рывок или толчок) в спектакле приходится и хореографическая часть номера. Есть и отголоски шотландской музыки как дань <изначально> матросской (массовой же) победной джиге.

Увлекательная почти полуторачасовая история (логически разделенная антрактом) сохранила практически всех героев изначальных фабулы и интриги, стремительное взросление Джима, пиратскую поруку и дружеское плечо, чтобы «вернуться домой и отправиться за новою мечтой», но обрела кое-что еще, не менее важное. В конце концов, не только друг может сказать: «Будь со мной — и сомнения долой!»

Здесь очень хочется притянуть цитату от автора самого романа — он когда-то столкнулся с тем, что первый иллюстратор настимпамил шлюп вместо шхуны (оба парусных судна оснащёны двумя и более мачтами, разница лишь в количестве и форме парусов). Так вот, Стивенсон тогда сказал: «Это история для юных читателей – значит, мне не понадобятся ни психология, ни отточенный стиль; в доме как раз живёт мальчишка – он-то и будет экспертом. Я не смогу управиться с бригом (а «Испаньоле», по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму». Спустя без малого 150 лет в Иваново, в театре под «флагом» директора Рустама Мухамедьярова и главного режиссера Антона Лободаева, в свою очередь, настимпамили и психологию, и отточенный стиль, так что старина Стивенсон на небесах может быть спокоен: современные юные эксперты срамить его совместное с Петром Борисенко детище не станут, а вот в аплодисментах труппу Ивановского музыкального театра и обновленный «Остров сокровищ» купают, начиная с премьерного показа 1 июня 2024 года, исправно!

Спектакль Ивановского музыкального театра вошел в шорт-лист премии «Музыкальное сердце театра» (вместе с еще девятнадцатью постановками, отобранными из 100 творческих заявок коллективов России и зарубежья): на сцене Самарского академического театра оперы и балета им Д. Шостаковича мюзикл «Остров сокровищ» был показан с участием С. Лосева (Джим Хоккинс), А. Селиванова (доктор Ливси), И. Демина (сквайр Трелони), Р. Урсалюка (капитан Смолетт), М. Галенкова (Джон Сильвер), почетного работника культуры Ивановской области Н. Фураевой (мать Джима), И. Захаровой (Джоанна Ганн), Д. Рыбушкина (Дик), И. Шимохина (ребенок Джима).

И пусть удача будет на вашей стороне!

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фото Екатерины Серковой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.