Отчего люди (не) летают?

Отчего люди (не) летают?Прощание со спектаклем – это всегда момент в равной степени трогательный и грустный. Тем не менее, порой случается так, что та или иная постановка уходит в историю, открывая горизонты чему-то новому. Поэтому присутствовать на подобном показе – особая честь. 2 февраля зрители и друзья Малого театра кукол собрались вместе, чтобы в последний раз насладиться спектаклем «Летают».

 

Дивная это история: то ли сказка, то ли притча. Нет в ней точных привязок к месту и времени, тонкой пунктирной линией проходят имена героев. И сама локация оказывается не до конца ясной. Возможно, перед нами зарисовка из жизни одной отдельно взятой абстрактно-безымянной деревни, а при другом раскладе можно увидеть едва ли не коммуну нового порядка, обитатели которой страстно желают обрести абсолютное счастье.

 

И вот два существенных вопроса: как же это самое счастье найти, и в чем, собственно, оно заключается? Посмотришь с одной стороны – нет большего блаженства, чем любить и быть любимым. Но тут же возникают переживания, мучения, страдания. Впрочем, и без любви страдание неизбежно. Замкнутый круг. А так хочется воспарить над землей и познать счастье совсем иного рода, почувствовать свободу полета, сродниться с птицами. Но «летать хотим, а высоты боимся», как было сказано у великого классика. И все же однажды найдется кто-то один, кто хотя бы попытается совершить попытку этого своеобразного побега от привычной жизни и от самого себя.

Отчего люди (не) летают?

В спектакле «Летают» идеально-ровно соблюден баланс между телесным и душевным. Неприкрытая чувственность разливается в воздухе, слова остры и горячи, жесты порывисты и страстны – но в этом нет ни грамма грязи, пошлости или неуместности. Самые важные вещи, как правило, естественны и просты. Они исходят от самых наших глубинных истоков, в них – мудрость и верность. Отдельного упоминания стоит пластическая сторона постановки: язык тела здесь едва ли не основной. Жест скажет гораздо больше, чем звук, физическое сольется с метафизическим.

 

Также в спектакле можно найти идейные переклички с сюжетами произведений Платонова, со сказочной прозой Ремизова и его школой звукописи. Поднимаются важнейшие и серьезнейшие культурные пласты, о которых зритель, быть может, и не подозревает. Особое настроение создают звучащие в постановке фольклорные песни, не испорченные аранжировками, держащиеся корней, исполняемые чистыми нежными голосами. И каким-то непостижимым полуколдовским образом состояние заветного полета, необъяснимой легкости, что поселяется где-то между грудью и животом (кажется, именно там и обитает душа, не так ли?!), переселяется из сценического пространства в зрительный зал. Люди все-таки летают, даже если этого и не видно на первый взгляд.

 

 

Марина Константинова специально для Musecube

Фотографии Ксении Грековой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.