«Отравленная туника» — одноименный спектакль, поставленный по пьесе Николая Гумилева, которую автор написал за три года до своей гибели. Как бы банально не звучало, но символично, что именно эта постановка — последняя в репертуаре театрального режиссера Романа Виктюка, была выпущена незадолго до пандемии и стала своеобразной точкой в его карьере. Роман Григорьевич ушел из жизни в ноябре 2020-го, а спектакль впервые сыграли на сцене в Петербурге в начале апреля этого года уже без него. Добавить символизма можно еще и тем, что в августе 2021 исполняется сто лет со дня расстрела поэта Гумилева в Петербурге, и постановка, конечно, — своеобразный реверанс в его сторону.
Пьеса написана по строгим канонам – всё действие разворачивается в течение одних суток во дворце константинопольского императора Юстиниана (Дмитрий Жойдик), где его дочь, царевна Зоя (Анна Подсвирова), терзается от запретных чувств к Имру (Дмитрий Бозин), арабскому поэту и страннику, отказывая во взаимности ранее нареченному жениху — Трапезондскому царю (Антон Даниленко), попадая в сети к интриганке царице-мачехе Феодоре (Людмила Погорелова). Имр через диалог с Евнухом (Иван Иванович) рассказывает нам свою историю – он странник, желающий отомстить и вернуть свою страну, пришел просить солдат, чтобы повести их на бой. Во дворце он влюбляется в царевну, которая по политическим мотивам ранее была предназначена отцом Трапезондскому царю. Она выбирает чувства, при этом губя всё на своём пути – за одну ночь с Имром ей придется жестоко расплатиться: Трапезондский царь покончит с собой, Имр в походе получит царский подарок – великолепную тунику, которую три дня держали в яде, и в итоге погибнет, едва получив от жизни буквально всё, чего он хотел. Саму Зою отец приговорит к схиме и пожизненному заточению в своих покоях. Юстиниан не колеблется – он давно выбрал долг и бесчестье дочери для него — невыносимый позор. Трагедия истории в том, что все главные герои страдают от любви, даже Феодора, которая была влюблена в Имра много лет, вынуждена отступить перед Зоей.
Несмотря на то, что сама пьеса предполагает яркий восточный колорит, в спектакле Романа Виктюка нет и намека на шикарную византийскую жизнь. Декорации выполнены в темных тонах, трон больше похож на стул из средневековых пыток, что отсылает зрителя больше к тяжелому бремени власти, чем к праздному царскому безделью. Из костюмов – белые туники да серые шинели, всё по-спартански просто. Но внешнюю мрачность и строгость с лихвой компенсируют игра голосом и пластика артистов. Нет никаких сомнений, что Ирм в исполнении главной звезды театра – Дмитрия Бозина, именно тот поэт, который может своими речами и повадками обворожить царевну, даже будучи ей не ровней. Анна Подсвирова – юная, неопытная, впечатлительная принцесса, которая только вступает во взрослый мир и сразу же оступается. Людмила Погорелова – таинственная царица, скрывающая от публики своё малоприятное прошлое, и в пару ей Дмитрий Жойдик – искусный политик, готовый продать собственную дочь ради геополитической выгоды. Антон Даниленко – блестящий военный, выигравший все битвы, кроме одной – битву за царевну Зою с арабским странником. Все они – заложники предлагаемых обстоятельств, которые, в конечном итоге, будут расплачиваться за свой выбор.
P.S. Как и многие годы до этого, гастроли Театра Романа Виктюка продолжаются три дня. Всегда идут два козырных спектакля – «Служанки» и «Саломея», а один меняется. Как правило, в Петербург привозят посмотреть последнюю выпущенную премьеру. Апрельские спектакли стали первыми, на которых не было мастера, и тот факт, что вначале постановки оставили запись его голоса, говорит нам о том, что режиссер продолжает жить на сцене через определенный темпоритм речи актеров, их пластику, а также музыку и декорации. «Уберите ваши дорогие игрушки», — Роман Виктюк даже в просьбе отложить телефон проявлял неординарность, что же говорить о его спектаклях! Напоследок хочется сказать: приходите ощутить этот особый дух режиссера и его театра, пока еще относительно цела труппа, и спектакли не претерпели непоправимых изменений.
Яна Квятковская специально для Musecube
Фотоотчет Елены Карповой смотрите здесь
Добавить комментарий