«Оттепель» в «Современнике»: спектакль, влюбленный в жизнь

Практически (или фактически?) весь прошлый курс Рыжакова из Школы-Студии МХАТ можно увидеть на сцене «Современника» в спектакле «Оттепель». На сцене есть экран, где как фон, подложка, будут крутиться кадры кинохроники самых светлых лет надежды – оттепельной эпохи. Да, там будет и Хрущев, и Москва с ее фестивалем молодежи и студентов, и пионеры, много улыбок… но зритель не будет туда смотреть. Если есть выбор, к чему обращаться: к прошлому или к будущему, то в этой постановке выбор уже сделан: конечно, всматриваться хочется в лица молодых артистов, в их горящие глаза, вслушиваться в их голоса.

Они выходят – сразу с песней, чтобы сделать всем мурашки, чтобы сразу пронзить. Потом усядутся на край сцены, максимально близко к зрителю, каждый сможет ловить их дыхание. И просто начнут говорить. О жизни, любви, дружбе, смерти. Причем так по-свойски и запросто, как говорят на кухне со старым другом. Но – меньше слов, больше песен. И их будет много-много-много!..

Хороших и разных. Исполненных по-всякому. Стройным а-капелла на голоса, сольно. С широким диапазоном не только голосов, но и репертуара: от The Beatles до Майи Кристалинской, от Высоцкого до Bei mir bist du schon со страстным поцелуем и чечеткой. Будет звучать не только оттепель, но не обойдутся без шпаликовского «Я шагаю по Москве».

Чем дальше движется спектакль, тем мощнее становится музыкальное сопровождение. Сначала появится гитара, вкрадчиво и деликатно. А завершится все настоящим оркестром. Где будут и ударные, и огромное количество духовых, скрипка, контрабас, даже такая забытая штука, как ионика.

Понятно, что это больше класс-концерт, понятно, что текста в спектакле мало, буквально пара историй и чуть-чуть монологов, понятно, что из игры тут только мизансцены и танцы со зрителями, понятно, что это действо без сюжета, но как же это хорошо. Каждый раз, когда думаешь, что лучше быть уже не может, юные актеры делают еще один прыжок выше, еще пронзительнее, еще глубже. Как будто бегут свою актерскую олимпийскую дистанцию и перекрывают рекорд за рекордом. Нельзя ошибаться, нельзя фальшивить – и они делают все на максимуме, так как планка высока. И, слушая, например, «У черного моря» Утесова, очень сложно сдержать слезы. Потому что рыжаковцы нашли ту самую струну, на которой звучит сама душа, как будто эта струна — и есть та ниточка, связывающая поколения наших (и их!) бабушек и прабабушек и нас.

Театр «Современник» создавался во время оттепели, а этот спектакль вырос из номеров старого дипломника «Не входить!» в Школе-студии МХАТ – как минимум, три сольных номера этот курс показывал еще в 2018-м году, и они оказались настолько хороши, что их невозможно было не вписать в это действо.

Есть постановки, после которых хочется думать. А есть спектакли, после которых хочется жить. И жить неистово. «Оттепель» — это не только про «них», но еще и про нас. Не про прошлое, а про то, как мы живем в своем настоящем, бережно сохраняя память о прошлом.

Юлия Зу специально для Musecube

В статье использованы фотографии с сайта театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.