Овцеволки нашего уезда – Островский на Малой Ордынке

Ах, как я ненавижу
вас, молодых и властных,
ступающих всё ближе…

«Норд-Ост»

Как же я люблю такой подход к классике, который стабильно демонстрирует режиссёр Антон Непомнящий: и в «Бешеных деньгах» ФЦ «Москва», и в свежей премьере Театра на Малой Ордынке «Волки и овцы». Обряжает ли он артистов в современный прикид, как на сцене в Филях, или в аутентичные эпохе Островского туалеты, как в бывшем «Театре Луны» — главным остаются психологическая достоверность, лукавый юмор и безграничное доверие к актёрам (разумеется, метко выбранным на подходящие им роли).

«Волки и овцы» азартно тасуют состав: спектакль я посмотрела не раз и не два – и, знаете, «не слиплось»! В очень простых декорациях – конечно, не на двух табуретках, всё-таки зрителю и в антракте надо на что-то поглазеть, поэтому кресла, оттоманка, столики и пара крылечек дополняются значимой проекцией на заднике – разыгрывается коммерческая и любовная интрига уездного масштаба.

Волками и овцами называет всё человечество помещик-сибарит Лыняев (блистательная, искрящаяся актёрская работа Владимира Тягичева, которую хочется разбирать на цитаты). Каждому здесь важно верить в свою «волчистость» — и у каждого есть момент «овечности», когда приходится признать своё поражение, в прошлом или настоящем времени. Вот и Лыняев, размахивающий своим холостяцким счастьем, как стягом, плавно скатывается с героических позиций и падает – фигурально и буквально – в объятия коварной девицы Глафиры (в этой роли я видела Юлию Головину, её героиня — девушка с отчётливым двойным дном, хотя конкретные планы до поры держит втайне; и Анастасию Черникову, поначалу непроницаемо сдержанную и внезапно «взрывающуюся» гедонизмом).

Глашенькина тётка Меропа Мурзавецкая (весьма «говорящая» фамилия, только буковку подправить) – идеальная иллюстрация к патриархальному мнению о предназначении женщины, потому что сего предназначения исполнить ей судьба не послала, а энергию девать куда-нибудь нужно. Вот её и штормит на предмет как-нибудь прибрать к рукам всё равно чьё большое хозяйство, а средства для этого хороши любые. Меропу Давыдовну играют Анна Большова, Елена Захарова и Людмила Светлова. Выхода нет: вы должны увидеть всех. У Светловой героиня, пожалуй, могла бы прозываться «Мэгги Тетчер нашего уезда». Её страсть – власть над людьми и событиями, её мечта – обрести покорность облагодетельствованных. У Большовой Мурзавецкая – скорее, Миледи Винтер, её увлекает интрига как таковая: всех обставить и не попасться, вот источник адреналина этой женщины. Захарова показала героиню Островского как даму приятную во всех отношениях, кроме моральных принципов, с очень даже неостывшими женскими потребностями.

Антиподом этой сильной натуры выступает Евлампия Купавина (Янина Студилина) – кажется, единственная настоящая «овечка» в провинциальном паноптикуме, милая, пассивная барышня, которую ореол богатого вдовства возвысил над местным обществом и сделал одинокой мишенью неразборчивых в методах сограждан. Хотя и она пытается поиграть в амурные поддавки со столичным выжигой – с предсказуемым результатом.

Над обеими дамами чёрным вороном реет управляющий Купавиной и тайный потатчик Мурзавецкой Чугунов. Тут надо отдать лавровый венок Евгению Герасимову. Его герой филигранно избегает любой возможности привлечь к себе зрительскую симпатию! Ворюга и лицемер, сластолюбец и просто уголовный авторитет – Вукол Наумыч всю дорогу суетится, комбинирует, провоцирует и угрожает – но и на него выходит проруха. И даже в своем поражении он не заслужил сочувствия: жалок Чугунов, ибо не по себе рубил древо. Лишь милостью супротивника остаётся он на свободе.

А супротивник у него не кто иной, как добившийся успеха в Петербурге, как нынче скажут, «бизнесмен» Беркутов. Столичные связи принесли ему «инсайд» о предстоящем строительстве железной дороги прямо через земли молодой вдовы. Как говорится, «вы привлекательны, я чертовски привлекателен…» — казалось бы, охмуряй и властвуй. Но Василий Иваныч умён и дальновиден. Ему нужно взять в руки всю местную верхушку – и стремительным антраша, артистичнейше изображая всеобщего тайного союзника, Беркутов вступает в звание главного волка уезда так ловко, что ему все облапошенные еще и остаются благодарны за собственное «спасение». Собственно, описание сей натуры и есть комплимент исполнителям роли. Играют этого красавца изящный Максим Щёголев, основательный Денис Светличный и демонический Михаил Бабичев.

Конечно, где волки, там и волчата, где овцы – там и ягнята. Волчонком я назову бойкого жулика — «писца» Клавдия Горецкого (игра слов писец-песец «от Лыняева» незабываема!), а ягнёнком – молодого пьяницу Аполлона Мурзавецкого. Хотя отставной офицерик Аполлоша, конечно, воображает себя матёрым хищником – ну, когда ещё стоит на ногах, а не лежит подшофе, истратив выпрошенные по знакомым гроши. Об актёрах: писаря-мастера подделывать почерки на векселях и племянника Меропы сыграли горячий Дмитрий Воронин и остро-колючий Артур Походня (каждый – обе роли). А также присоединившийся к ним в роли Горецкого «шалун» Максим Лебедев. Тут анализировать нечего, нужно идти и наслаждаться дивертисментом. Тоже во всех вариантах!

Есть в спектакле и так называемые персонажи «второго плана». Однако употребить сие определение без кавычек у меня рука не подымется. Лакей Павлин Савельич (несомненный привет Пушкину) – король сарказма Олег Чудницов — и приживалка Купавиной Анфуса Тихоновна – актриса плазменной харизмы Ирина Чипиженко — создают за свой относительно небольшой хронометраж на сцене незабываемые, обаятельные образы. Которые, кстати, мудры настолько, что остаются вне схватки волков и овец – единственные в этом зубасто-рунном сообществе.

А ещё в спектакле звучит музыка. Лёгкие, вроде бы малозаметные темы Маруси Бережной как бы подсвечивают события. Персонажи куролесят напропалую, строя планы, как обвести ближнего вокруг пальца, а музыка словно окликает их тихим сочувственным голосом: остановитесь, глупцы, так ведь можно всю жизнь спустить на гамбиты… а доска-то кончается. Ах.

Елена Трефилова специально для MuseCube

Фотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.