Перестройка «Строителя Сольнеса» в ШДИ

Есть книги, которые настолько прочно вошли в наш культурный код, что, кажется, были и будут там всегда. И спектакли по ним были и будут всегда. Редко в каком театре нет Гоголя, Шекспира или Чехова! Это же самые трудолюбивые театральные кормильцы. И все это прекрасно, но в какой-то момент начитанному и насмотренному зрителю, вероятно, хочется и чего-нибудь новенького. Или новый взгляд на что-нибудь старенькое. Школа драматического искусства пошла вторым путем: пьеса Генрика Ибсена поставлена здесь достаточно неожиданно.

ШДИ честно предупреждает на сайте и в программке о том, что в текст Ибсена вплетены личные воспоминания, размышления и фантазии актеров и режиссера Евгения Закирова (он же – автор инсценировки). И это тот ключевой момент, на который нужно обратить внимание зрителю, решающему, идти на данную премьеру или нет.

Собственно говоря, мы видим не Ибсена. Вернее, конечно, Ибсена, но не такого рода постановку, куда можно отвести школьника, которому на следующий день предстоит писать сочинение о произведении. Это скорее разговор режиссера и актеров со зрителем, а Ибсен – повод поговорить о себе и о театре, на его места мог быть практически кто угодно.

В спектакле действительно много, что называется, от режиссера. Перед нами экран с различными видеовставками, Цой, «Король и Шут», весьма зрелищная сцена 16+, рисование на сцене, современные танцы, куклы, замечательный хор, немало отсылок как к классикам (от Пушкина до Маяковского), так и современным реалиям. Но главное – постоянные прерывающие действие разговоры актеров о наболевшем, и вот тут мы плавно подходим к главной звезде спектакля – к Игорю Яцко. По сути, «Строитель Сольнес» – это его бенефис, при этом затруднительно сказать, чьего текста у Яцко больше: ибсеновского или «своего». Игра актера, его переходы от Сольнеса к себе и обратно завораживают и являются основой происходящего. Если вам понравится Яцко – понравится спектакль, не понравится – что ж, лучшим воспоминанием вечера окажутся для вас вкуснейшие пирожки в буфете. Браво Игорю Владимировичу! Хорош на сцене и идущим по канату, и со стаканчиком кофе или с телефоном.

Разумеется, мои слова никоим образом не умаляют заслуг и остальных актеров. С удовольствием наблюдаешь за работой Ивана Товмасяна, Марии Киселёвой, Сергея Ганина (гигантский шприц доктора долго еще стоял перед глазами!), Александры Лахтюховой, Регины Чадовой. Сильные актерские работы, а также работы художника Ирины Уколовой и композитора Эдуарда Глейзера. Безусловно, «Строитель Сольнес» – яркая, зрелищная постановка.

Поначалу спектакль – это, так сказать, хиханьки-хаханьки: много шуток вроде очаровательной надписи «Антракт», появившейся через пару минут после начала, легкость, междусобойные дрязги, даже упреки режиссеру, эдакая закулисная говорильня с тонким налетом Ибсена. Первая «ибсеновкая» сцена даже выглядит специально неестественной: один все время кашляет, остальные говорят нарочито театрально, будто притворяются актерами. И это в противовес живым и непринужденным упомянутым в программке «разговорам, размышлениям и фантазиям актеров и режиссера». Кстати, режиссер тоже очень часто выходит на сцену. Иногда – с гитарой. Присутствие режиссера – ход просто отличный и весьма смелый. Порой, знаете, смотришь спектакль, и ужасно хочется поглядеть в глаза тому, кто все это придумал. Спасибо сказать или еще что-нибудь. Здесь у зрителя есть такая возможность!

И вот постепенно из переплетения «нормальных» сцен и забавной «отсебятины» рождается тема – возможно, главная в спектакле – о художнике в каждом человеке. Не только в Сольнесе, его жене, ученике – во всех создателях постановки и его зрителях. О сопротивлении старости, смерти, несвободе, застою в жизни творца и просто каждого человека. Об успешности и зависти к успеху, о цене самореализации, о вдохновении и ремесле, о чувстве вины, о таланте, которого в театре и в любом деле мало: надо еще уметь пробиться… Ибсен неисчерпаем.

Весь вопрос в том, насколько близка зрителю такая нетривиальная режиссерская манера. Режиссера здесь больше, чем автора, не все его ходы легко поддаются дешифровке. Можно сказать, что Сольнес в ШДИ строит свой дом из камней, которые он берет, разбирая четвертую стену между сценой и залом. С одной стороны, это смело, и это будет любопытно тем, кому приелась классика-классика. С другой – если вы хотите именно Ибсена, то это не тот случай. Так или иначе, нельзя не радоваться интересу ШДИ к молодым режиссерам и нестандартным спектаклям, и хочется верить, что и данная премьера найдет отклик у своего зрителя!

Марина Моисеева специально для Musecube

Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.