Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

sunstroke10 марта в Александринском театре состоялась премьера спектакля «Солнечный удар» по рассказу Ивана Бунина в постановке Ирины Керученко.

Случайная встреча на пароходе перетекает в такую же случайную связь между Поручиком (Степан Балакшин) и прекрасной незнакомкой (Юлия Марченко), так и не назвавшей своего имени. В оригинальном тексте Бунина природа играет чуть ли не главную роль, и то, что происходит между героями его рассказа – это, безусловно навеяно теплым летним вечером, закатом, загаром, как будто бы герои не отдают себе отчета в своих действиях и отдаются внезапной страсти. В постановке страсть эта обыграна так, как будто неожиданно нахлынувшие чувства абсолютно естественны для героев. Складывается даже впечатление, что они давно близки. Хотя в интерпретации Бунина, все-таки поступок замужней дамы не был чем-то естественным, чувствуя легкое раскаяние, она говорит «Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать». Бунин лишил Прекрасную незнакомку и Поручика имен, сделав основной акцент на их эмоциях и внезапно нахлынувшему чувству, поразившему Поручика.

То, что в первую очередь завораживает зрителя – это сценография пьесы — декорации выполнены в морских пастельных тонах, морскую тематику дополняют крики чаек. Немаловажную роль в постановке играет свет. Он подчеркивается светлыми декорациями, и меняется, отражая настроение актеров. По щелку пальцев поручика, а затем и прекрасной незнакомки, загораются огни. Если в рассказе героям приходится откликаться на природу, то здесь она, изображенная светом, напротив полностью удовлетворяет их малейшие прихоти.

Основной акцент спектакля сделан на взаимодействии героев, режиссер предала значение каждому жесту, детали, паузе, улыбке. Важно не то, что говорят актеры, а каким образом. Прекрасная незнакомка уезжает, оставив поручика наедине с воспоминаниями и любовью, поразившей его как солнечный удар. Она оставляет Поручика беспомощным, ему, как человеку действия хочется найти ее, но понимает, что это невозможно. В спектакле это выражено безуспешной попыткой пройти сквозь декорации. Прекрасная незнакомка исчезает, так и не назвав своего имени, но ее образ намертво запечатлелся в воображении героя. Желание убежать от неожиданной любви приводят поручика, как будто постаревшего на десять лет, на ту же палубу теплохода. Поручик напевает Дорожную песню «Дым столбом — кипит, дымится Пароход…», а Прекрасная незнакомка в завершении спектакля отвечает ему народной Пчелочкой.

sunstroke1«А у моей у Любы русая коса, А у моей у Любы русая коса-коса»
Сам рассказ, как кажется, достаточно сложно перевести на театральный язык, у героев мало диалогов, вся атмосфера передается образами, сотканными из запахов, звуков и света, как на картинах экспрессионистов. Эту атмосферу удивительным образом удается передать, но больше благодаря свету, костюмам, декорациями, чем диалогами актеров. В целом прекрасно передано настроение того наваждения, которое одолевает героев.

В то же время спектакль получился слегка затянутым, переполненным паузами и прямыми цитатами из рассказа. Тяжело уследить за непрекращающимся, излишне напряженным взаимодействием актеров. Местами же создается впечатление, что зритель поглядывает за чем-то глубоко интимным, чужими самыми тайными переживаниями, невольно чувствуя себя вуайеристом.

Галина Супрунович, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Александринского театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.