Петербургский ТЮЗ: театр особого предназначения

В день защитника Отечества петербургскому Театру юных зрителей исполнилось сто лет. Мероприятие праздновали 23 и 24 февраля. В первый день на Пионерской площади торжественно открыли скульптуру, посвященную сказочному персонажу Коньку-Горбунку, состоялся показ одноименного спектакля, собравший артистов труппы разного периода, и открытие 50-й выставки «Театр – глазами детей». 24 февраля в полдень народная артистка России Ирина Соколова произвела залп из пушки на Нарышкином бастионе Петропавловской Крепости, в Зимнем саду верхнего зрительского фойе театра разместили сейф с посланием потомкам, а позже на большой сцене показали спектакль-концерт «Планета ТЮЗ» — вояж по эпохам истории театра.

Театр, поистине, с богатой историей. Кстати, при строительстве здания на Пионерской площади работали будущие тюзяне. Его стены за годы служения пропитаны радостями, слезами зрителей, но также и переживаниями, стараниями актеров и производственно-технического цеха. Вот-вот начнется новый период – его ознаменует назначение другого художественного руководителя. Кто он? Большая тайна.

Еще одна жемчужина театра — делегатское собрание. Творческая встреча зрителей с артистами – это уникальная форма взаимодействия: конструктивный диалог, обсуждение репертуара, внесение своих пожеланий. Собрание существует практически с самого основания ТЮЗа, с 1924 года. В него изначально входили представители учащихся школ Ленинграда, в основном отличники. Теперь эти школьники повзрослели. Проходит время, жизнь меняется, делегаты остаются преданными, любящими, не потерявшими связь с театром. Через два года собрание отпразднует свое столетие.

Многие рассказы зрителей о знакомстве с ТЮЗом звучат одинаково. В основном это были культпоходы с классом, с семьей, либо кто-то из родителей служил в театре, и тогда ребенок оказывался в центре «творческой кухни». Каждый человек –индивидуален, согласитесь? Один почувствует глубинный импульс от спектакля, а другой останется равнодушным. Услышав вопрос: с чего началось ваше знакомство с ТЮЗом, постоянный зритель перечислит список пьес разных лет, любимых актеров, режиссеров. Еще, после чтения отзывов, складывается ощущение единения сцены и зала, будто два сердца бьются в унисон. Для некоторых зрителей важна даже заочная причастность к ТЮЗу через родственников-тюзян. Гордость – пусть и не прямая сопричастность.

Мое знакомство с ТЮЗом началось со спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Александра Морфова. В седьмом классе, когда на лето давали списки обязательной литературы, я впервые прочитала эту трагедию. Тогда она меня потрясла. Период отрочества совпал с возрастом героев пьесы, и мое сердце уже волновала влюбленность. Не раз я перечитывала пьесу после, смотрела ее экранизации – классическую, итальянского режиссера Франко Дзеффирелли 1968 года, и современную, 1996 года, где действия перенесены в наше время, с актерами высшего эшелона — Леонардо ДиКаприо и Клэр Дэйнс.

В моем детстве не было возможности сходить в театр, и к тому же я берегла первое впечатление от трагедии. После обучения в университете я переехала в Петербург. И, надышавшись ароматами просвещения и культуры, я решила познакомиться с театром поближе.

И однажды мой знакомый – завсегдатай и любитель театров – пригласил меня на спектакль «Ромео и Джульетта». Премьерный день в разгаре. В зале полный аншлаг, и я среди зрителей. Декорации, свет, юмор, артистизм актеров, диалоги, костюмы – это и многое другое в синтезе с романтической и зажигательной музыкой и действием, развернутом в наших реалиях, — дало ощущение первого поцелуя: ждешь его и предвкушаешь. Волнительный, сокровенный момент! В ту ночь я долго не могла уснуть. Меня не покидало желание вернуться и посмотреть спектакль заново. Но театральная постановка не фильм, нельзя перемотать до начала первого акта. Вот оно очарование театра! Приятные впечатления остаются до сих пор.

Любопытное наблюдение, родившееся после изучения градостроительной планировки. Если открыть карту адмиралтейского района, мы увидим, что улица Гороховая начинается со здания Главного адмиралтейства и заканчивается ТЮЗом. Словно один из «трезубцев» указывает на «детище Брянцева». «Адмиралтейский веер» напоминает своей полукруглой формой зрительный зал в виде амфитеатра. Связь театра с морской символикой с самого своего основания. В юности А. Брянцев лелеял мечту о службе во флоте. В своем дневнике он писал, что во время вахты на пароходе бывшего Добровольного флота «Хабаровск» «все восходы и все закаты солнца проходили перед глазами». Но с детства судьба настойчиво вела его в творческом направлении. В своих воспоминаниях служение театру он сравнивает со служением во флоте: «…только, признаться, как-то стыдно оставлять товарищей, которые работают в трудных условиях и устали не меньше меня. Ведь мое положение сходно с положением капитана корабля, а капитану не положено оставлять мостик в ответственную минуту. Недаром поется, что улыбка капитана – “это флаг корабля”».

Но история не заканчивается на столетнем юбилее. Праздник продолжается. К тому же здание ТЮЗа теперь является архитектурным памятником города и охраняется КГИОПом. Дорогие тюзяне, вы истово служите во имя сохранения детской памяти, радости и улыбок. Еще Иисус Христос это проповедовал.

Как ловцы, вы не даете упасть неокрепшему уму в пропасть, которая порой так заманчива. Воздействуете на наши сердца, чтобы они не зачерствели и не превратились в «лед». Держите крепко невидимую нить от наших внутренних «светильников», чтобы мрак не поглотил нас полностью изнутри. Это и есть ваша истинная сущность. Конечно, следовало вспомнить и перечислить всех служителей ТЮЗа, но получится многотомное сочинение. Пусть каждого из вас не покидают прекрасные мгновения, переживания в стенах театра особого предназначения.

Татьяна Смирнова специально для MusecubeФото: пресс-служба театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.