Питер Пэн и Венди: в уголке губ каждой мамы живет поцелуй

Свой 91-й сезон театр кукол С.В. Образцова завершил красочной и многослойной премьерой, в Москве появился ещё один спектакль про Питера Пэна и Венди, теперь — кукольный.

Постановка главного режиссера театра Бориса Константинова получилась очень добротной, красивой и — это очень важно! — правдивой, но позволяющей при этом родителям выбрать свой путь для знакомства детей с этой притчей.

Сама история, если говорить об оригинале, — весьма философская и сложная с точки зрения психологии (начиная с психологии взросления и заканчивая теорией привязанности); очень многие знакомятся с историей персонажа и его развитием в трудах Джеймса Мэтью Барри уже будучи взрослыми — и для многих правда о мальчике, который не хотел взрослеть, становится болезненной и непростой. На мой взгляд, это не та сказка, когда для первого касания ребёнка можно отправить одного или с классом в зрительный зал — этот спектакль надо прожить именно с мамой (или — со значимым взрослым, любящим маму маленького или повзрослевшего зрителя).

Кукольный «Питер Пэн и Венди» очень близок к книге «Питер Пэн» (не путать с «Питер Пэн в Кенсингтонском саду») — за исключением, пожалуй, отсутствия здесь собаки и наличия чуть сокращённого финала, но постановка невероятно атмосферная, завораживающая и знакомящая зрителей с той частью истории, которая рассчитана на детей.

Только переступив порог зрительного зала, вы сразу перенесетесь в дождливый и промозглый Лондон — ещё до начала спектакля на заднике сцены присутствует видеоряд Вадима Дуленко со знакомым из школьных топиков «Rain falls throughout the year in London». Негромкие и непугающие раскаты грома сопровождаются сверкающими молниями, которые приводят в восторг всех без исключения детей в зале. В антракте видеоконтент будет другим!

Слева у сцены обосновался небольшой оркестр — спектакль играют в сопровождении живой музыки! Крайне доброжелательные музыканты с контрабасом, гитарой, флейтой, ударными и клавишными — во всем чёрном и с неизменными лондонскими кепи — образуют своего рода мостик между сценой и залом: они и на каверзные вопросы юных зрителей отвечали вне действия, но и инструменты зазря трогать не позволяли.

И в тот напряжённый момент, когда свет уже погашен, но сцена ещё не ожила, спектакль начинается — и вовсе не там, куда устремлены все взгляды! В боковых окошках под потолком появляются очаровательные барышни в длинных домашних платьях, столь популярных на излёте викторианской моды — актрисы вовлекают в основное действие напевами ирландских баллад (автор потрясающей стилизованной музыки, звучащей в спектакле — Альбина Шестакова).

Затем зритель непременно обратит своё внимание на папу и маму… да-да, одной из особенностей спектакля является то, что в спектакле «заняты» не только куклы — да и сами куклы представлены во всем своём многообразии: так, например, папа, мама и взрослая Венди — артисты в костюмах, согласно ролям; Питер Пэн, Венди и ее братья — тростевые куклы; потерянные мальчишки — маски; ростовая кукла капитана Крюка управляется целым ансамблем актёров-пиратов, а тантамарески индейцев поразят всех своими красочностью и размерами.

Мне, взрослому насмотренному зрителю, который за этот сезон видел под сотню спектаклей, было очень интересно исследовать взглядом многоуровневое пространство и приложение труда художниц Роситы Рауд и Александры Громовой — поражали быстрые смены локаций, невероятная детализация и тот угол зрения, под которым предлагалось погружаться в сказку: совсем необязательно отстраивать пиратский корабль целиком, но при этом нет сомнений, что действие происходит именно тут; после «подсказки» одного из мальчишек обращаешь внимание на зубы «тикающего» крокодила — смеёшься и не секунды не раздумываешь, почему сделано именно так! Эти детали одновременно удивляют и озадачивают (как это все выглядит по ту сторону сцены?), но при том отлично развивают воображение и вдыхают жизнь в куклы и историю.

Спектакль поражает своей достоверностью: все вокальные партии исполняются на английском, Венди постоянно поправляет Питера, что ее полное имя — Венди Мойра Анджела Дарлинг, а пиратские ругательства (довольно пристойные, не волнуйтесь!) явно прочно войдут в лексикон детей. Отдельного замечания достоен и английский юмор с хулиганскими нотками сарказма: дети отлично поддерживали смехом фразы типа «феи вымерли, — в них перестали верить» и «девчонки умные, они из колясок не выпадают».

Спектакль даст пищу для размышлений маленьких Шерлоков или чувствительных зрителей: невозможно не обратить внимание, что Нетландия — страна, где все понарошку — почти лишена ярких красок, что у потерянных мальчишек нарушены пропорции тела, и что если «открыть словарь» на имени Питер, можно прочесть «спорить» (и, пожалуй, «обесценивать»).

Спектакль предоставит возможность поговорить с ребёнком о доверии и тимбилдинге, об экологии и ресайклинге, о многомамах и приемных детях, о заботе и искренних подарках, о дружбе и преданности, о непрожитой травме и привязанности, о первой любви и ревности, о том, как важно называть вещи своими именами и делать весеннюю уборку, о том, что смерть может быть чудесным приключением, но…

Знаете, что самое важное именно в этом спектакле?

Крайне бережное отношение к материнской любви и тем тоненьким ниточкам, что связывают любящие и заботящиеся сердца с теми, кто однажды вылетит из родительского гнезда! Ведь в уголке губ каждой мамы живет поцелуй, а иногда он (или подобный ему) может спасти жизнь.

Не забудьте поцеловать своих крошек на ночь, никогда не закрывайте окно в спальне и обязательно — слышите, обязательно! — запланируйте осенью посещение «Питера Пэна и Венди» со своими детьми. Вдруг вам повезёт, и в кресле по соседству окажутся Шалун или Черепаха… Будь зрителю 6 или 36, но никогда не поздно узнать, что такое мама.

P.S. И да, учите детей верить в фей! Это тоже пригодится — и на спектакле, и в жизни!

P.P.S. У спектакля отличный мерч и программка, а также в фойе перед залом крутая фотозона — если продумать наряды крошек, могут получиться красивые кадры в распахнутом над городом окне детской!

P.P.S. Обратите внимание на фото: все артисты выходят на поклоны, при этом есть возможность подойти к сцене и с детским восторгом подарить цветочек!

Ольга Владимирская специально для Musecube
Фоторепортаж Анастасии Фолманис можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.