«Почему каждый раз»: юмор, который спасает у самой пропасти

почему каждый раз

«Мне хочется позлиться, я от этого чувствую себя лучше», — восклицает главная героиня, Лоранс. И мы сразу понимаем, кто перед нами. «Сколько лет нам осталось? Давай прожрём их так, чтобы ни о чём не жалеть», — а это слова её супруга Пьера, и с ним нам тоже всё становится понятно. Ёмко, хлёстко, иронично. И в тоже время драматично, серьёзно и глубоко.

Спектакль продюсерской компании М-АРТ «Почему каждый раз» поставлен по пьесе современных французских драматургов Жеральда Сиблейраса и Жана Делля (написана пьеса в 2005 году) в переводе И. Именитова «Une heure et demie de retard»/Опоздание на полтора часа». В роли Лоранс: советская и российская актриса театра, кино и дубляжа, телеведущая, заслуженная артистка России Людмила Артемьева. В роли Пьера: советский и российский актёр театра и кино, педагог, заслуженный артист России Алексей Якубов. Режиссер: Юрий Стромов.

Шикарный дом на западе Лондона, украшенная ёлка, рождественский вечер. Респектабельная супружеская пара приглашена на званый ужин к друзьям. Отказаться нельзя, повод более чем значимый: удачная продажа Пьером акций компании. Но вдруг перед самым выходом Лоранс говорит, что никуда не пойдёт. Ей просто необходимо прояснить некоторые моменты. Пьер отводит на разговор десять минут, но в итоге он затягивается на полтора часа.

Замечу сразу, что в конце спектакля не очень-то понятно, отправится в итоге пара в гости или так и останется дома. Но зато перед зрителями предстаёт ретроспектива: долгая жизнь Лоранс и Пьера в браке. Вопросы в постановке поднимаются исключительно серьёзные, причём такие, которые рано или поздно коснутся каждого из нас. «Я что-то очень важное пропустила в своей жизни», — с таким надрывом и болью восклицает Лоранс, что зритель в зале невольно оглядывается на свою жизнь. «А что со мной? С моей жизнью всё в порядке?» — задаётся вопросом каждый. Лоранс несчастна.

Дети выросли, они улетели из родительского дома, у каждого из них своя жизнь. Лоранс признаётся, что всё время чего-то ждала. Окончания школы, любви, замужества. Ждала, когда муж сделает карьеру. Потом появились дети, и снова приходилось ждать. Первый шаг, первое слово, первые успехи. Всё это тянулось бесконечно. Лоранс даже хотелось быстрее стать бабушкой. А потом какой-то миг, который она даже не заметила… И всё случилось, и сбылось. И закончилось. Жизнь подошла к концу, а впереди — ничего. Спешить больше некуда. Нечего ждать. И даже творчество не приносит радости и успокоения. Картины, которые рисует Лоранс, кажутся ей банальными и пустыми. Муж занят своими делами, ей грустно и одиноко. Перед нами совершенно безрадостная картина. Выхода нет.

Но не тут-то было. Нам не дают погрузиться в беспросветную пропасть, подхватывая точно в тот момент, когда накал спектакля подталкивает в эту пропасть отчаянья упасть. Герои настолько самоироничны, настолько позитивны даже в своём горе, что зрителей моментально перекидывают в другое состояние. Зал улыбается. Юмор спасёт этот мир, и героев нашего спектакля тоже. Весь спектакль герои балансируют на этой грани. Любви и ненависти, горячей благодарности друг к другу за прожитые годы и внезапного сожаления, что они достойны чего-то другого, возможно, куда лучшего, и жизнь прошла как-то не так. Их обвинения и горьки, и абсурдны, а потому невероятно смешны: «Если бы ты бил меня, — восклицает Лоранс, обвиняя мужа в своей несостоявшейся карьере, — у меня был бы шанс начать всё сначала. Но ты стал хорошим мужем».

Они репетируют надгробные речи друг для друга, но зрителю уже понятно: эти двое не представляют жизни без своей второй половины. И даже сейчас они готовы и договариваться, и меняться. Способны слышать друг друга через столько лет: так, Лоранс соглашается с Пьером, что слишком трепетно относится к семейному гнездышку. И пара начинает крушить всё вокруг. Сначала на пол летят салфетки. Затем одежда. Богемский сервиз: почему нет? Но есть и грани, которые переходить нельзя. И тут на помощь снова приходит юмор. А чтобы узнать какой, вам стоит посетить спектакль. Вы же всерьёз не думали, что я вам сейчас всё расскажу?

Герои обсуждают и свою сексуальную жизнь. Интересно построен ассоциативный ряд. Разговор идёт о детях, о дочери, которая сполна наслаждается жизнью в обществе интересного серфера. Кавалеру дочери достаётся своя порция шуток: «Два метра в длину и шестьдесят сантиметров в ширину. Он проводит на этой доске всю жизнь. Гонит волну». Лоранс вздыхает: пусть хотя бы у дочери будет здоровая сексуальность. Пьера задевает то, что жена будто списывает их со счетов. И на предложение Лоранс посмотреть правде в глаза отвечает новым планом. Ничего не потеряно, пока люди друг друга волнуют и ценят. И пусть это уже совершенно не так, как было в двадцать лет. Оказывается, даже скрипящая половица в гостиной может стать элементом сексуальной игры. Всё только начинается.

На сцене перед нами всего два человека, но для создания полноценной истории используется интересный приём. Одна из картин, висящих в фешенебельной гостиной, на самом деле представляет из себя экран. И время от времени нам показывают прекрасные кадры кинохроники. Так мы погружаемся в прошлое Лоранс и Пьера, знакомимся с их детьми. Кинохроника дарит отдельное наслаждение. Каждая деталь продумана, каждый нюанс важен. Это невероятно смешно, потому что бьёт точно в цель: по штампам, клише, которые на самом деле всем нам знакомы не понаслышке. Зритель снова видит на экране себя и своих близких. В разных ролях.

Ну и конечно волшебство было бы невозможно без потрясающей игры актеров. Людмила Артемьева в роли Лоранс капризна, игрива и язвительна. Алексей Якубов в роли Пьера ироничен, монументален и самоуверен. Это просто бесподобно. А потому обязательно надо смотреть!

Оксана Есипова специально для Musecube
Фотографии автора можно увидеть здесь
Фотографии Ирины Максимовой можно посмотреть здесь


Один комментарий на «««Почему каждый раз»: юмор, который спасает у самой пропасти»»

  1. Аватар пользователя Петр
    Петр

    Сидел, смотрел, ждал…. Когда же зацепит и не придется выдавливать из себя смех , а действительно будет смешно. Не дождался. Ушли в перерыв. Спектакль — этакая помесь камеди калба со Жванецким. Когда смех у зрителя, по замыслу сценариста должны вызывать фамилии Пердиччи и Ссаньё — это точно дно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.