Почти взрослые люди

Осенью 2015 года в Петербурге вновь проходит фестиваль современной драматургии «Лихорадка». В этот раз организаторы решили, что миру не хватает любви, и устроили для петербургской публики «Любовные дуэты». Поэтому фестиваль получил заряд романтики, и на открытии 16 ноября на площадке «Скороход» можно было увидеть сердечки и воздушные шарики. Перед показом первого спектакля состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали директор Этюд-театра Алексей Никитин, главный режиссёр Семён Серзин, а также участники лаборатории «Лихорадка. Любовные дуэты» Талгат Баталов, Войтек Урбански и Артём Устинов.

Алексей Никитин проанонсировал, что премьерные спектакли, которые зрители увидят на фестивале, позже окажутся в репертуаре тех или иных театров, в том числе Этюд-театра. Семён Серзин рассказал, что суть лаборатории состоит в том, чтобы в сжатые сроки (за неделю) провести интересную, плотную работу с артистами над материалом, создать задел для спектакля. «Но это не читка: актёры не будут ходить с текстами» — добавил он. Для Этюд-театра, не имеющего своей площадки и существующего непонятно где и как, важно познакомить своих артистов с новыми режиссёрами и зрителей с теми именами, с которыми они, быть может, ещё не знакомы. «Как видите, у нас сегодня всё в сердечках и в любви. Мы не хотели сосредоточиваться на любовных дуэтах — нам было важно вычленить самые интересные пьесы, которые не ставятся в государственных театрах». Также в рамках фестиваля состоится читка пьесы драматурга Ярославы Пулинович «Земля Эльзы». Читать будут известные петербургские критики: Мария Дмитревская, Евгения Пропп и другие.

В рамках фестиваля был показан спектакль Этюд-театра «ШКИД» по мотивам повести бывших воспитанников Школы социально-индивидуального воспитания им. Достоевского Григория Белых и Л. Пантелеева.

«Я всех животных люблю: собак, кошек и людей» — такую фразу произносит один из героев спектакля. И в ней циничной фразе много смысла, и не только потому, что любовь повсюду, но и потому что умение любить – это целая наука, не менее важная, чем умение читать, считать и писать, а многие этого лишены. Вот почему вокруг так много взрослых нравственных калек, которые обижают слабых, обманывают и предают. Дети, которые попали в ШКИД (который они ласково называют «шкида») ещё имеют шанс на то, чтобы стать достойными хорошими людьми. Да, пока что эти мальчишки – шпана, они грубы и дерзки, решают вопросы кулаками, не пытаясь понять другого. Но иначе жить они не умеют – никто не учил. У каждого из ребят – богатое преступное прошлое: кто-то воровал, другие – попрошайничали. Большинство недополучило родительской любви и ласки, зная только детские дома и колонии. Они только учатся поступать по совести, быть добрыми к окружающим, прощать и отвечать за свои поступки. В этом сообществе свои порядки и законы, которые непостижимы для «серьёзных взрослых людей».

Режиссёр спектакля Семён Серзин взглянул на историю знаменитой на всю страну исправительной школы с другой стороны – показав не старания преподавателей по выращиванию из трудных подростков порядочных советских людей, а именно взаимоотношения внутри детской субкультуры. Учителя в спектакле не присутствуют вообще, лишь иногда, когда кто-то проштрафился, раздаётся громогласный голос Викниксора, который, впрочем, ничего не предпринимает. Вероятно, это символизирует то, что взрослые ничего не могут изменить в сознании своих воспитанников. Только от самих ребят зависит, кем они станут, повзрослев, и что будут делать в жизни. Это уже вполне сформировавшиеся волчата, они растут и каждый в любом случае пойдёт своей дорогой.

Хочется сказать пару слов об актёрах, занятых в спектакле. Все они характерные и яркие, с горящими глазами и бешеной энергией. Играть такой материал непросто, и в их исполнении спектакль смотрится на одном дыхании, он трогает, иногда возмущает и оставляет неизгладимые впечатления.

Спектакль «ШКИД» получился сильным, живым и откровенным, не для слабонервных. Впрочем, наша жизнь тоже такая — не для слабонервных, в ней тоже много страшного отталкивающего. Однако мы в этом мире живём.

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Роланда Савьена


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.