Портрет одной семьи

Исполнился ровно год, как в театре на Литейном идет спектакль «Семейный портрет» режиссера Александра Кузина по пьесе Максима Горького «Последние» о семейных ценностях, которые сложно сохранить, но так легко потерять. Рассказ об одной семье, зарисовка о нескольких днях ее жизни. Трагических, переломных и…логичных?

С первых минут зрители видят не сухое пространство малой сцены, а уютный дом, теплый и гостеприимный. Вся обстановка комнаты располагает к гармонии и спокойствию.

И первая сцена действительно кажется продолжением мирного быта. Софья (Татьяна Ткач) со вздохом, стыдясь, просит денег у Якова (Сергей Заморев), брата своего мужа. Обстоятельства сложились так, что именно от этого благородного, доброго и немощного старика зависит материальное благополучие семьи. Нисколько не злясь от грубости Любы (Ася Ширшина), он лишь смущенно и мягко поддерживает разговор. «Милые бранятся – только тешатся» — в какой семье не бывает мелких ссор? Тем более, что Нянька Федосья (Елена Ложкина) ежеминутно вставляет едкие и сатирические замечания по каждому поводу.

phoca_thumb_l_img_1074С катка прибегают младшие дети – Петр (Игорь Сергеев) и Вера (Анна Арефьева), и с жаром делятся с матерью своими «уличными» приключениями. Но появление старших детей – Александра (Александр Майоров) и Надежды (Мария Овсянникова) быстро заставляет подростков вспомнить, где они находятся. С их появлением и начинают показываться первые «трещины» среди домочадцев – раздражение, злость, насмешки уже превалируют над всеми остальными чувствами. Неожиданное появление главы семейства — Ивана Коломийцева (Александр Рязанцев), вечно сердитого и недовольно полицмейстера в отставке мгновенно превращает спокойный семейный обед в тесной комнате в иллюзию, и становится очевидным, что в этом доме каждый живет сам по себе.

С каждым новым поворотом событий все ярче, все отчетливее прорисовываются характеры персонажей.

phoca_thumb_l_img_0034Любовь груба и жестока, обвиняя весь мир в своем недуге, и ее взгляд исподлобья, адресованный каждому члену семьи, говорит сильнее слов. Она тепло заботиться лишь о дяде, еще не зная наверняка о степени родства с ним, и легко принимает его в качестве настоящего отца, быстрее почувствовав, нежели осознав голос крови.

Уместно будет вспомнить жестокую пословицу «в семье не без урода» — но кто здесь больше урод?

Александр в исполнении Александра Майорова получается не только циником, прожигающий жизнь, в которой нет места слабым людям «второго сорта», к которым он без сомнения относит своих домашних, но и насмешливым развратником, не скрывающим своих целей. Ему не жалко мать, он смеется над уродством горбуньи Любы и слишком похож на папеньку, но уже превосходит своего учителя в распущенности и нахальстве.
Попрекая своего отца в том, что «недостаточно брал взяток», он вынуждены просить деньги у дяди, и это выходит небрежно и грубо, с издевкой. Но от старика, точнее от его денег, зависят все члены семьи, и поэтому обречены приходить на поклон к Якову.

phoca_thumb_l_img_0030Надежда постоянно занята своими платьями и украшениями, показывая полное безразличие к другим обитателям дома. Ее единственную любит отец, видя в ней свою копию. Она сама устроила свою жизнь, удачно выйдя замуж за доктора Леща (Сергей Гамов) – прагматика, знающего цену всему. Он всегда точно знает, кому и сколько надо дать, чтобы осуществилось желаемое. Даже удивительно, что такой ловкий человек всего лишь тюремный врач.

«Темные силы» дома главенствуют над Иваном. Им ничего не стоит склонить сомневающегося отца семейства не признавать своей ошибки, и опознать стрелявшего в него стрелявшего революционера. За того просит мать, госпожа Соколова (Ирина Лебедева). Их диалог с Софьей становится разговором дух сильных женщин, двух матерей. Каждая говорит о том, что ей близко. Но если Софья спрашивает, «дурной ли человек» ее муж, то госпожа Соколова задает вопрос о степени «духовного родства с детьми». Поэтому-то и тянется к ней Петя, наконец увидев того человека, который смог бы понять пылкую душу юноши. Но мальчика пытаются уберечь от нее так, как от всех «живых» людей со стороны.

Младшие дети тяготятся домом, и ищут на стороне не столько развлечений, сколько знакомств с новыми, интересными людьми. Они вопрошают «честный ли человек» их отец и догадываются об истине, но из последних сил пытаются это скрыть. Игорь Сергеев как бы небрежно, нехотя раскрывает своего Петра, что все время прикладывается к рюмке водки, пытаясь забыться в опостылевшем доме, и в мыслях о самоубийстве поигрывает с таким ненавистным ему в начале пьесы револьвером. Но зрители и сами могут догадаться о силе характера молодого человека и его порядочности. Но такие люди не нужны в «гнезде» порока и цинизма, и драка с Александром лишь подчеркивает это. Впрочем, частые обмороки молодого человека и так говорят о скором конце лучшего из семьи, «последнего».

phoca_thumb_l_img_0208Романтичной Вере нужны красивые слова, и она буквально требует их от Якорева (Сергей Миронов). Однако быстро узнав им цену, униженная и оскорбленная, она получает жестокий урок. Быстро повзрослевшая женщина, она уверена, что «будет такой же холодной и злой, как Любовь». Мгновенная перемена пугает своей стремительностью. В сцене преображения и финальном диалоге с матерью раскрывается вся яркость таланта Анны Арефьевой.

Дети расплачиваются за ошибки родителей. И если вина отца не подвергается сомнению, и он не отрицает, что не любит детей, то мать, возможно, была слишком мягка, и не сумела воспитать их должным образом. Татьяна Ткач играет Софью спокойно и с достоинством. Ее персонаж — добрая женщина, что живет, никого не упрекая — ей всех жалко. Но лишь в финале она предстает иной, бросаясь на колени перед детьми, и прося прощенья за то, что родила их.

Задник сцены с каждой сценой все отдаляется от зрительного зала, расширяя пространство и разделяя домашних. И даже смерть дяди Якова не может соединить семью, разбившуюся на мелкие осколки. Она разрушена и опустошена. Герои отдалены друг от друга. «Злой дух вражды», еле сдерживаемый Яковом, вырывается наружу и раскидывает семью по разные стороны зала, чтобы та уже никогда не могла соединиться.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Театра на Литейном


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.