Может ли Ангел полюбить? Понятно, что любить всех людей ему по должности положено, но может ли он полюбить всего лишь одного человека так, чтобы забыть о своей ангельской беспристрастности и совершить ради него что-то очень человеческое?
Ответ на этот вопрос пытаются найти герои спектакля «Зал ожидания». Его премьера состоялась 14 октября на сцене Театра им. Ермоловой. Постановку пьесы французского драматурга Виктора Аима La Valse du hasard осуществил Театр «Ателье» («Независимый театральный проект»). Идея спектакля уже давно волновала продюсера проекта Эльшана Мамедова. В пьесе всего два героя, и задачей высшего порядка стал поиск тех двух актеров, которые смогут с убедительной достоверностью показать зрителям силу подобной любви. И задача эта была с блеском решена.
Замечательная актриса, известная зрителям по своим многочисленным работам в кино, Светлана Ходченкова уже становилась участницей одного из проектов Театра «Ателье» в 2014 году, она сыграла в спектакле «История любви. Комедия ошибок», и для спектакля «Зал ожидания» ее фактура подошла идеально. В роли Сары она одновременно утонченная, и грубоватая, дерзкая и испуганная, трогательная и смешная, но при этом почти антично-трагическая. А как ей идет красный цвет!
Отдельное спасибо за наряд актрисы художнику по костюмам Полине Фадеевой. Платье Сары длинное, вечернее, с потрясающим декольте, ее сверкающие туфли на высоченных каблуках (мечта Золушки), такой же сверкающий клатч — в таком наряде скорее на подиум выходить, а не приходить на разбор своих поступков, да еще перед кем, перед блюстителем божественного закона! Но она возникает на сцене именно такой, эффектной до невозможности. Погуляв как следует на вечеринке, сев после многочисленных бокалов с шампанским за руль и встретившись с сосной на скорости 200 км. в час. Как выяснится впоследствии, и вечеринка была не такой уж веселой, и сосна не такой уж случайной.
Но это все потом, а теперь она стоит на своих высоченных каблуках, слегка пошатываясь, и совсем не понимает, куда попала и с кем разговаривает.
Далеко не сразу она способна поверить, что ее собеседник — Ангел. Кажется, лучшей кандидатуры на эту роль, чем Александр Метелкин, найти просто невозможно. Еще своим незабываемым появлением в проекте «Ladies’ Night» он доказал, что обладает незаурядным талантом перевоплощения. Его приятная внешность таит определенную загадку, и тех, для кого он лишь моряк Иван из сказочного блокбастера «Летучий корабль», ждет масса сюрпризов. В спектакле «Зал ожидания» Александр способен потрясающе, буквально на ходу менять образы, устраивая своей собеседнице перфоманс с появлением целой галереи попутчиков по ее уже почти прошлой жизни. У постели лежащей в коме Сары поочередно появляются отец, которого она давно не видела, но мечтала бы увидеть, брат, которого она вычеркнула из жизни, (и поделом ему), несколько сумасбродная лучшая подруга (Ангелу приходится ради этого даже примерить красные шпильки), трогательный друг-аутист, которого она еще раз мечтала бы обнять, возлюбленный, который принес ей много счастья, но и бездну горя одновременно. Эта череда персонажей, сыгранных Ангелом, возвращает в Саре воспоминания о важных моментах ее жизни прямо с рождения, когда она укусила акушерку за палец, и до той самой придорожной сосны. Воспоминания дают или отнимают у нее баллы в захватывающей игре с Ангелом, победа в которой сулит ей райские кущи, ну, а поражение… В случае поражения ее сверкающие туфельки полетят прямиком в маленькую черную печку в углу сцены.
Сценография спектакля по задумке режиссера-постановщика и сценографа Павла Пархоменко довольно аскетична, Ангел же не нуждается в изысках обстановки. Сказать по правде, он вообще ни в чем не нуждается. Была бы вешалка, чтобы подвесить крылья, пара помощников, приносящих весточки с «человеческой» стороны (Юрий Сорокин, Александр Столяренко), сухое дерево, да пресловутая печка, поглощающая души-огоньки, горящие в ботинках, расставленных по сцене.
Распределением душ Ангел занимается без устали, играя с каждым в одну и ту же игру, результат которой никогда не очевиден. Мало кому удается его переиграть и рассказать о своей жизни так, чтобы не скатиться к общим или слишком банальным фразам. Ангел, он ведь не только утешающий, но и карающий тоже. В его руках (или крыльях) судьбы человеческие со времен сотворения мира. А за этот, согласитесь, довольно внушительный срок он наслушался всякого, и удивить его довольно сложно. Эйнштейн вот проиграл, зато Моцарт выиграл.
Но чтобы задеть тонкие струнки в его собственной душе, чтобы вызвать в нем проявление чисто человеческих эмоций, надо быть именно такой Сарой, своеобразной, непосредственной, манящей, желанной, и при этом смертельно несчастной, участвующей в предложенной игре со всем спектром возможных эмоций от гнева и злости до провокаций, соблазна и мольбы. Наблюдать за этой интригующей игрой необыкновенно интересно, а еще интереснее ловить вариации эмоциональных состояний героини, которые она демонстрирует на камеру, поставленную Ангелом. Крупные планы Светланы Ходченковой — отдельное удовольствие в спектакле. Ее радость от неожиданного 99-го балла, когда до заветных ста рукой подать, или неподдельное горе от потери почти всех баллов сразу, откат к началу и новая история из ее жизни, чтобы непременно выиграть — она упорная, она сможет. Или нет?
Оставляю интригу и завидую новым зрителям. Напрасно Эльшан Мамедов волновался о реакции зала на московской премьере спектакля. Она оказалась предсказуемо бурная. Аплодисменты и крики браво несколько раз вызывали актеров на поклоны. Количество звездных гостей, посетивших премьеру, красноречиво свидетельствовало о неподдельном интересе к новому проекту Театра «Ателье». Светлана Бондарчук, Александр Цыпкин, Оксана Лаврентьева, Гавриил Гордеев, Денис и Елена Кукояки, Анна Каменкова, Татьяна Струженкова, Татьяна Рудина, Александр Сирин, Гурам Баблишвили, Максим Деричев, Дмитрий Зуев, Ингрид Олеринская и многие другие гости, посетившие премьеру, стоя аплодировали актерам. После спектакля у меня появилась твердая уверенность, что ему суждена не менее долгая жизнь, чем другим прекрасным работам Театра «Ателье». И все новые и новые зрители будут задаваться вопросом, способен ли ангел любить по-человечески, или это совершенно невозможно.
А впрочем, нет ничего невозможного…
Наталья Романова специально для MUSECUBE
Ирина Максимова, полный фотоотчёт по ссылке
Добавить комментарий