«Настоящее без измерения, без длительности являет собой присутствие вечности», — писал русский философ-мистик В. Лосский
8 марта на Второй сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова с аншлагом прошел показ балета «1234» MAD Company, создателем которого является солист Мариинского театра и хореограф Юрий Смекалов. Мировая премьера этого спектакля прошла с большим успехом в сентябре 2019 года. Спустя два года, наполненный сложностями пандемии, изоляцией и прочими ограничениями, «1234» вернулся с новыми силами этой весной. 1, 2, 3, 4 – эти цифры символизируют концепцию и структуру проекта Music Art Dance Company. Впервые балетный спектакль создают вместе хореографы из Германии, Израиля, Португалии и России, которые говорят на разных танцевальных языках, имеют свой уникальный почерк, но выстраивают сюжетную линию в единое хореографическое полотно, размышляя над извечными вопросами бытия.
Первая часть, как и сама цифра «1» символизирует индивид, индивидуальность, личность. Зрительный зал, погруженный во тьму и чье-то дыхание на всю Вселенную через музыку композитора Бхимы Юнусова, отправляет нас в начало пути. На сцене возникает невероятно харизматичный Александр Челидзе, который с неимоверной тяжестью катит колесо в неизвестность. Символизирует ли оно время, бесконечно вращающееся по космической круговерти или это что-то иное? Официальное описание первой части отправляет нас к теории известного психолога XX века Ганса Югена Айзенка. Рассуждения Айзенка о человеческой личности приводят к выводу, что наша жизнь обусловлена наследственностью. То, как мы взаимодействуем с миром, исследуя границы не только своей индивидуальности, но людей вокруг. Экстраверсия, интроверсия и нейротизм – через эту теоретическую основу Ксения Уист путем своего хореографического текста демонстрирует зрителю все стадии эмоциональной составляющей человеческой природы. В одном из интервью Ксения призналась, что работа над постановкой «1234», объединившая в себе четырех хореографов из разных стран, с разным почерком, но с общей фундаментальной идеей, — это вызов для нее, но чрезвычайно захватывающий и интересный.
Музыка меняет свой эмоциональный окрас на более жизнерадостный. Цифра «2» во второй части постановки — символ пары, соединения двух душ и космической гармонии. Дуэт Виктории Литвиновой и Юрия Смекалова, как главная сюжетная линия, в которой два человека среди множества лиц обретают друг друга, влюбляются, останавливая временное пространство для обретения внутреннего состояния счастья. А далее следует разрыв, разъединение, невозможность сопротивляться давлению извне. Хореографом этой части выступила Яэль Цибульски из Израиля, которой удалось вывернуть наизнанку природу человеческих взаимоотношений. Невероятно эмоционально глубокая и волнующая вторая часть заворожила зрителя своей искренностью. «Страдание, удовольствие, стремление к безопасности, общение и любовь – это основа моего творчества. Это темы, к которым мы можем подключиться вне зависимости от языка, на котором мы говорим. Художник, который способен через тело выразить свои самые большие страхи и желания, ощущает освобождение, а зрители, которые за ним наблюдают, могут испытать облегчение, будто их личную историю воплотили на сцене», — признается Яэль Цибульски.
Третья часть, как и цифра «3» — символ перехода между двумя мирами, внутренним противоречием, символ сложности и многогранности мироустройства. Голос Дарьи Нарицыной, рассуждающий в начале третьей части о том, что мы находимся внутри коробки и существует ли возможность выбраться из нее, уйти от диктатуры генетического кода, от некой вселенской программы, чтобы стать по-настоящему свободными душой. На этом показе, который был одним из трех в рамках «1234 Возвращение», Дарья заменяла Полину Митряшину. Во время мировой премьеры в сентябре 2019 года нам удалось понаблюдать за партией Полины и ее мастерским незабываемым исполнением. Энергичная и мощная хореография Хелдера Сеабры из Португалии погружает нас во внутренний конфликт сознания и подсознания. Сначала царит хаос, проходя который, каждый из танцоров доходит до финальной стадии освобождения. Стоит отметить, что в этой части особенно выделились Владимир Варнава, Диего Кальдерон и Злата Ялинич, каждый из которых, обладая своей уникальной пластикой, смогли передать характер довольно сложного и плотного хореографического текста. Хелдер — уроженец Португалии, но он представляет, скорее, танцевальный язык Брюсселя, наполненный сложнейшими техническими приемами и высокой скоростью повествования, с которым артисты справились превосходно.
Цифра «4» — это четыре времени года, четыре стороны света, четыре стихии, организующие природные циклы на Земли, это крест и квадрат, как символы порядка и канона, со слов идейного вдохновителя балета и хореографа четвертой части Юрия Смекалова. И снова музыкальное дыхание, но теперь уже поочередное, строго регламентируемое в такт и счет. «One, two, three, four» — эти слова повторяются в композиции «The time of your life» Бхимы Юнусова, и знаменуют эту часть, как перерождение после взрыва в предшествующей идее спектакля. В финале мы видим дуэты, которые символизируют каждую из четырех стихий. Далее все действо выстраивается возле огромного Древа Жизни, которое танцоры начинают крутить вкруг своей оси, поочередно взбираясь на него, встраивая тем самым схему человеческого перерождения, цикличность времен, высший порядок мироустройства, частью которого являемся все мы.
«1234» — это абсолютно самобытный, яркий, новаторский, волнующий и смелый балетный спектакль, в котором задействована талантливая команда профессионалов. Хореография, исполнение, музыкальное сопровождение, декорации, свет, костюмы, все было на высшем уровне. Зрители с замиранием сердца наблюдали за торжеством истинного современного искусства, которого не хватает России. Казалось, что танцоры кардинально изменились с момента премьеры, стали более понятными зрителю, танцевали с огромной самоотдачей и еще более погруженные в концепцию.
А зритель оказался у порога вечности, прикасаясь к сакральному пространству, в котором мгновение лишено длительности и наполнено безграничной красотой бытия.
Мария Долгорукова специально для Musecube
Использованы фотографии Юлии Михеевой
Добавить комментарий