Прозрачные краски: иллюзии и слепота

В зале Национального театра «Золотое кольцо» 30 сентября практически нет свободных мест, ведь сегодня здесь редкое для столицы событие – показ петербургского музыкально-драматического спектакля с необычным названием «Прозрачные краски».

Премьера постановки прошла уже несколько лет назад, но и сама история, и то, как она рассказана, находит отклик в сердцах зрителей и сегодня. И яркое тому доказательство – полный зал в субботний вечер и, конечно же, бурные и долгие овации на поклонах в конце спектакля. Пьеса создана на основе литературных произведений начала XX века, по большей части — по мотивам книг Набокова, но сама история, можно сказать, вне времени.

В центре сюжета, казалось бы, классический треугольник, и судьбы его участников тесно переплетены и крепко запутаны. Хочется по обыкновению сказать «классический любовный треугольник», но, пожалуй, здесь мотивы и цели всех персонажей весьма далеки от романтических страстей и куда более приземленны. Что же распутает или, вернее, разрубит этот многоугольный союз? Об этом в деталях и подробностях и рассказывают актеры на протяжении двух с половиной часов.

Как и полагается, в треугольнике три главных героя. Немолодой состоятельный мужчина Глостер Мунк (заслуженный артист России Мурад Султаниязов) и юная предприимчивая девушка Магда (Наталья Мартынова), мечтающая стать актрисой, ради которой Глостер оставляет свою жену. Чуть позднее к ним присоединится карикатурист Генрих Ахт (Иван Ожогин), чьи отношения с Магдой станут причиной и началом цепочки роковых событий. И, если начало спектакля воспринимается легко и с юмором, то с каждой минутой в дальнейшем накал и напряжение на сцене и в зале практически ощущаются в воздухе. Принципы и морали давно ушли на второй план, если вообще существовали когда-либо в пространстве этих персонажей, каждый преследует свою цель, даже если кажется, что они действуют сообща.

Тройку главных персонажей дополняет хореографический дуэт папарацци, фоном присутствующих на сцене. И довольно-таки быстро становится понятно, в какие моменты раздаются щелчки затворов их фотокамер, отсчитывающих новые абзацы повествования.

Из декораций на сцене зрители видят куб, который крутится вокруг своей оси, достаточно объемный, чтобы действия происходили и внутри него, и снаружи. На протяжении спектакля он легко трансформируется самими артистами, открывает и складывает свои створки, становясь то комнатой Магды, то домом Глостера, ванной или гостиной, — все отсутствующие детали дорисовывает воображение, собственно, эта аскетичность сценического пространства позволяет сконцентрировать внимание на главном. И, безусловно, вызывает восхищение профессионализм артистов, которые филигранно, отработанно и внешне так легко заполняют собой все пространство, ни на секунду не допуская впечатления, что чего-то визуально не хватает.

«Прозрачные краски» – непростой, многоуровневый по восприятию спектакль, который может вызывать у зрителей самые разные эмоции, спорные, можно сопереживать, злиться, негодовать, осуждать или жалеть, но совершенно точно равнодушным из зала не выйдет ни один зритель. А у многих, кто смотрел постановку в первый раз (и, возможно, не только в первый), возникнет желание пересмотреть ее еще раз, отмечая детали и повороты, уже зная финал, и попытаться понять и разобраться: что же все-таки скрывается за тем, что кажется на первый взгляд?

Олеся Дмитриева специально для Musecube
Фотографии Галины Глухоманюк можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.