В зале Национального театра «Золотое кольцо» 30 сентября практически нет свободных мест, ведь сегодня здесь редкое для столицы событие – показ петербургского музыкально-драматического спектакля с необычным названием «Прозрачные краски».
Премьера постановки прошла уже несколько лет назад, но и сама история, и то, как она рассказана, находит отклик в сердцах зрителей и сегодня. И яркое тому доказательство – полный зал в субботний вечер и, конечно же, бурные и долгие овации на поклонах в конце спектакля. Пьеса создана на основе литературных произведений начала XX века, по большей части – по мотивам книг Набокова, но сама история, можно сказать, вне времени.
В центре сюжета, казалось бы, классический треугольник, и судьбы его участников тесно переплетены и крепко запутаны. Хочется по обыкновению сказать «классический любовный треугольник», но, пожалуй, здесь мотивы и цели всех персонажей весьма далеки от романтических страстей и куда более приземленны. Что же распутает или, вернее, разрубит этот многоугольный союз? Об этом в деталях и подробностях и рассказывают актеры на протяжении двух с половиной часов.
Как и полагается, в треугольнике три главных героя. Немолодой состоятельный мужчина Глостер Мунк (заслуженный артист России Мурад Султаниязов) и юная предприимчивая девушка Магда (Наталья Мартынова), мечтающая стать актрисой, ради которой Глостер оставляет свою жену. Чуть позднее к ним присоединится карикатурист Генрих Ахт (Иван Ожогин), чьи отношения с Магдой станут причиной и началом цепочки роковых событий. И, если начало спектакля воспринимается легко и с юмором, то с каждой минутой в дальнейшем накал и напряжение на сцене и в зале практически ощущаются в воздухе. Принципы и морали давно ушли на второй план, если вообще существовали когда-либо в пространстве этих персонажей, каждый преследует свою цель, даже если кажется, что они действуют сообща.
Тройку главных персонажей дополняет хореографический дуэт папарацци, фоном присутствующих на сцене. И довольно-таки быстро становится понятно, в какие моменты раздаются щелчки затворов их фотокамер, отсчитывающих новые абзацы повествования.
Из декораций на сцене зрители видят куб, который крутится вокруг своей оси, достаточно объемный, чтобы действия происходили и внутри него, и снаружи. На протяжении спектакля он легко трансформируется самими артистами, открывает и складывает свои створки, становясь то комнатой Магды, то домом Глостера, ванной или гостиной, – все отсутствующие детали дорисовывает воображение, собственно, эта аскетичность сценического пространства позволяет сконцентрировать внимание на главном. И, безусловно, вызывает восхищение профессионализм артистов, которые филигранно, отработанно и внешне так легко заполняют собой все пространство, ни на секунду не допуская впечатления, что чего-то визуально не хватает.
«Прозрачные краски» – непростой, многоуровневый по восприятию спектакль, который может вызывать у зрителей самые разные эмоции, спорные, можно сопереживать, злиться, негодовать, осуждать или жалеть, но совершенно точно равнодушным из зала не выйдет ни один зритель. А у многих, кто смотрел постановку в первый раз (и, возможно, не только в первый), возникнет желание пересмотреть ее еще раз, отмечая детали и повороты, уже зная финал, и попытаться понять и разобраться: что же все-таки скрывается за тем, что кажется на первый взгляд?
Олеся Дмитриева специально для Musecube
Фотографии Галины Глухоманюк можно посмотреть здесь
Добавить комментарий