Пустота в пустоту ни о чем

Пустота в пустоту ни о чемНе каждый день петербургскому зрителю предлагают культовый спектакль по культовому же роману.  Но 25 февраля в ДК Ленсовета можно было испытать своеобразный «двойной удар»: московскую постановку «Чапаев и пустота». Афиши заманивали фотографиями Михаила Ефремова и Гоши Куценко, поэтому неудивительно, что зал был полон до отказа. Публика подобралась разнообразная: поклонники литературного гения Виктора Пелевина заметно выделялись на фоне тех, кто мечтал вживую увидеть столичных звезд театра и кино.

Вот сцена, под потолком висит койка, на заднем фоне – рыболовные сети, в углу – штанга. В таких декорациях и разворачивается странное, безумное, сюрреалистическое действо под названием «Чапаев и пустота». Кто есть кто – понятно не сразу, где все это происходит, в бреду или наяву, также остается неясным. Два условных мира: Россия времен Гражданской войны и психиатрическая больница в лихие 90-е хитроумным образом переплетаются в данном сюжете.  В этих, казалось бы, параллельных вселенных,  речь идет об одном и том же: обсуждаются сложнейшие философские категории, предпринимаются попытки осмыслить бессмысленное.  Ведь замечательный же вопрос: существует ли на самом деле тот мир, что окружает нас? «Я бы тех, кто в реальности мира сомневается, сразу в тюрьму!» — категорически заявляет пациент психушки по прозвищу Мария.  «Русский народ давно понял, что жизнь – это сон», — антитезой звучит реплика из разговора Петьки и Анки в ресторане, в городе, занятом «красными». Да и сам Василий Иваныч отстаивает ту точку зрения, что «все на свете – только иллюзия».  Проблема мироустройства положена в основу сюжета, и каждый герой так или иначе высказывается на эту тему. Говорят еще о любви, войне, судьбе России – и все это стройным и логичным образом вплетается в канву произведения – не придерешься, а то и  вовсе зааплодируешь от восторга.  Кто здесь прав, кто заблуждается, в какой точке повествование переносится в иную эпоху, что из происходящего сон, а что явь – сказать сложно, а разбираться, по всей видимости, вовсе не обязательно. Вы либо принимаете пелевинский сюжет, помноженный на актерскую игру, либо определяете для себя, что это «совсем не для вас».

Главной проблемой данной постановки, пожалуй, является неудачная попытка балансировать между серьезным искусством и антрепризой. Но тут уж, извините, либо деньги зарабатывать, либо нести философию в массы – на двух стульях сразу не усидишь. Освещение довольно-таки проблемных тем (но, пожалуй, это все же заслуга Пелевина!) в отдельных местах разбавляется не самой собранной актерской игрой, порой переходящей чуть ли не в откровенное кривляние. Натужной и раздражающей выглядит попытка привязать к сюжету актуальные события дня сегодняшнего: от грядущих выборов до минувшей Олимпиады. Но публика аплодирует и смеется, стало быть, многих это устраивает. Актерские работы, безусловно, достойны положительного отклика (особенно стоит отметить исполнителя роли Петра Пустоты Михаила Крылова, ну, а Михаил Ефремов в качестве Чапаева так вообще история отдельная!). Однако внимательный зритель увидит в глазах актеров усталость, попытки вдохнуть хоть немного свежести и новизны в спектакль, идущий уже 17(!) лет и отнюдь не буддийскую пустоту, о которой так много говорится в постановке.

Марина Константинова, специально для MUSECUBE.
Фоторепортаж Натальи Кореновской смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.