Путешествие в Twin Peaks со школой-студией МХАТ: мы сделаем вам страшно

В арсенале дипломных спектаклей курса непременно должен быть полноценный пластический спектакль. Студенты третьего курса школы-студии МХАТ под руководством Сергея Земцова не выбирают простых путей. Их танцевальная постановка основана на абсолютно драматической истории. Культурный код, созданный Дэвидом Линчем – лакмусовая бумажка современного общества, проверка на знание культуры массового потребления и на интеллектуальность одновременно. Даже если кто-то и не смотрел сериал, то он точно знает ставшую культовой фразу «Кто убил Лору Палмер?», знает, что до сих пор этого никто не знает, и хоть раз в жизни слышал музыку из сериала, авторства Анджело Бадаламенти.

Режиссер постановки – хореограф Алла Сигалова, подходит к этой работе с максимальной тщательностью, двухчасовой спектакль проходит на едином дыхании, с выверенным темпоритмом, практически без пауз. Так, молодые актеры, взявшие первый глоток воздуха в начальной сцене, когда труп Лоры Палмер (Василиса Измайлова) выкатывается на сцену, танцуют, играют, умирают целых два часа, так они и выдыхают в сцене последней. 15-минутный антракт – для того, чтобы и артисты и зрители могли перевести дух.

История, которая, казалось бы, требует много диалогов, решена абсолютно бессловесно. И при этом, зритель, даже не смотревший Линча, все понимает. А значит, ребятам удалось решить главную задачу – перевести пластику, танец, движение, пантомиму в область средств выражения детективно-мистической фабулы.

Это скорее даже не путешествие в Твин Пикс, а полное погружение в этот странный городок: актеры могут приблизиться к зрителю влотную, подмостки оказываются прямо над креслами – это бар Твин Пикса. На сцене зловеще: много целлофана и красного цвета. Сама сцена – неприкрытая задником, длинная, уходящая далеко, создает оптический эффект туннеля, зебра на полу подчеркивает этот эффект. Да, мы путешествуем, но при этом погружаемся в сложные, неоднозначные образы персонажей, которые иногда кажутся нам вышедшими из наших же снов. Зрителя то пытают стробоскопом, то смешат почти по-клоунски, то пугают драками. Здесь рок-н-ролл может смениться страшным ужасом в багряных тонах, а комическая пантомима с раздеванием – очередной зверской сценой убийства.

Не произнося ни слова, студенты актерского факультета добиваются того, что зрителю становится безумно интересно, и он ждет, что же будет дальше. Единственные слова в спектакле – запись оригинальных диалогов сериала, которые появляются в наиболее значимых сценах, и это еще одна отсылка к первоисточнику. Поклонники Твин Пикс, наверняка оценят постановку по высшему разряду, это именно фантазия на тему, изложение с элементом сочинения, которое не претендует на то, чтобы стать заменой сериала, быть лучше или наравне с ним. Это своеобразное признание в любви к персонажам, созданным в кино, и удачная попытка сыграть новое оригинальное произведение, в котором эти герои будут существовать на сцене и исключительно пластически.

Выделить кого-то из актеров практически невозможно, так как все справляются с поставленной задачей, разве что Дейл Купер, агент ФБР, в исполнении Антона Лобана держит свой образ до самого поклона и на самом поклоне остается фигурой центральной. Сыграть мимикой и движениями то, что иногда не под силу сыграть словами – высшая степень актерского мастерства. Выбранная тема становится максимально актуальной сейчас, к выходу третьего сезона сериала и невероятно близкой самим молодым артистам. Это так, потому что только тогда, когда артист понимает, что он делает, это понимает и зритель.

Юлия Зу, специально для Musecube

Фоторепортаж Julia Fromisland смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.