Все мы, наверное, не раз сетовали, что новые поколения не жаждут быть приобщенными к досугу нашего детства: в лету канули классики, резиночки, игры, для которых всего-то нужны были листик в клетку да ручка; не спешат наши дети любить и те фильмы, что смотрели мы. Вопрос о происхождении фразы «В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…» давно уже стал тестом на возраст. Но какое-то зерно истины тут все же есть — наш нынешний мир стал слишком стремительным и многозадачным. Все то, что было популярно еще четверть века назад, современным мозгом воспринимается как ооочень медленное — словами автора пьесы, Виктора Розова, по которой в Школе драматического искусства и поставили «С вечера до полудня»: «Позапрошлогоднее сено».
Давеча не то, что нонеча: нынешний зритель давно уж живет на второй космической скорости — мы слушаем аудиокниги на беговой дорожке, поглощаем продукты инфобизнеса по дороге на работу, дети запросто учатся в кафе спортсекции в ожидании заказа. У многих выработалась привычка нагружать неактивный канал связи: если есть необходимость что-то слушать, то можно попутно делать какую-то механическую работу. Применимо к себе, например, не могу припомнить, когда я в последний раз занималась бытовыми задачами без фонового прослушивания какого-то урока, лекции, книги — хотя именно аудио и было изначальной задачей!
Признайтесь честно, сколько раз за истекшие 30 секунд с начала чтения статьи, вы отогнали от себя зудящее: «Да сократите же речь до смысла!»?
Вот и премьеру в ШДИ — прекрасную психологическую драму! — хочется сократить до смысла. Понятно, что для столь эффектного завершения второго акта и сногсшибательных (для каждого из показанных характеров) поклонов необходима была «подготовка к ремонту» во время антракта. Но также понятно, что уставший после работы зритель довольно скоро поймёт, что у него работает, по сути, только слуховой канал восприятия: зритель на задних и боковых местах довольно скоро украдкой полезет за гаджетом и станет составлять списки подарков (Новый год позади, но там и гендерные праздники на подходе), зритель с билетом поближе и центрее станет разглядывать газеты на заднике сцены (офтальмог когда уж прописал зарядку от спазма аккомодации!), каждый из них не единожды взглянет на часы и станет внутри сокрушаться, что когда-то действие должно же «дошагать» до использования разметки стадиона…
Единицы останутся включенными в повествование: будут реагировать взрывами хохота на фразочки со сцены; гадать, что в голове у Нины и любоваться ее образом и интонациями; негодовать в адрес педантичного зануды Льва; прикидывать, какое коленце все же выкинет непризнанный гений деда; закатывать глаза, да сколько ж Киму можно «ходить за хлебом»; поражаться, что дом, по сути, держится на шестнадцатилетнем парнишке и далее везде — эдак можно продремать не только сына…
Единицы оценят перемену скатерти и похихикают над механизмом дивана, отметят щемящую ностальгию при виде зеленой лампы и ящичков добротного письменного стола, удивятся мимолетно и тут же снисходительно вздохнут при виде пистолета дома, поставят «галочку» над «никто так не искренен, как путник во время случайной встречи» и «в писатели неестественным образом определился»…
В пьесе (и спектакле!) много тем для рефлексии и анализа, но «любовь, доброту и порядочность надо уметь защищать», время «в романе я бы объяснил» для большей части платежеспособной публики безвозвратно прошло — однако же в личных зачетах артистов Олега Охотниченко, Андрея Финягина, Ольги Бондаревой, Кирилла Тепляков, Марии Викторовой, Сергея Ганина, Максима Маминова и режиссера Егора Равинского останется их общий небезосновательный и чистый порыв сделать этот мир лучше! Спасибо художнику Марии Бутусовой за их красивые финиши! И пусть таких забегов и финишей будет много!
Ольга Владимирская специально для MuseCubeФотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесь
Добавить комментарий