Семен Толов служит в ТЮЗе имени А.А. Брянцева третий сезон и за это время успел сыграть череду главных ролей. Тонкий, нервный, погружающий в глубины своего персонажа артист знает, как непрост пусть становление подростков, которых вдохновенно играет в в спектаклях: «Дорогая Елена Сергеевна», «Класс коррекции», «Отрочество». На прошлой неделе артист выпустил новую работу — сыграл князя Звездича в премьерном спектакле «Маскарад» по одноименному произведению Михаила Лермонтова. Страстный, с кипучей энергией молодости герой бросается в омут страстей человеческих, практически теряет себя, но все-таки находит в себе силы вступить на путь духовного возрождения. О ролях в театре, предназначении ТЮЗа и новом познании себя читайте в нашем интервью с артистом.
– Семен, с какими мыслями о себе и театре вступаете в новый сезон?
– Нужно обязательно попробовать раскрыть себя с новых сторон в профессии! Театр же имеет место быть таким, какой он есть, я его просто наблюдаю и не пытаюсь в нем придумать что-то новое…
– Поздравляем с премьерой! В выступлении по радио вы сказали, что вам близок Лермонтов. Чем?
– Меня поразил ум писателя: Лермонтов как будто что-то знал. Это энергетическое ощущение, вибрационное – в процессе чтения я ощущал, что происходит с героями, понимал энергию того существа, которое стоит за этим словом. Пушкин — солнце русской поэзии, а Лермонтов — луна, и эту темную, лунную энергию я прекрасно ощущаю, и она мне очень импонирует.
– Князь Звездич — единственный герой, который, несмотря на то, что его изгнали из общества, поставив под сомнение его честь, возможно, будет счастлив. Какой опыт приобретает молодой человек?
– Опыт наказания: мой герой достаточно желчный, не считается с другими людьми, неосознанно позиционирует себя выше остальных, не признает никаких авторитетов. Он бежит, не замечая ничего, прямиком в стену, думая, что стена будет мягкой и примет его таким, какой он есть. Но на самом деле это оказывается не так: общество достаточно своенравное, он не ожидал такого болезненного опыта и это закаляет его характер. Человеку дается только то, что ему по силам. Звездич едет на Кавказ — не умирать, как Лермонтов, а начать жизнь с чистого листа.
– О чем вам важно сказать подросткам на примере своего героя?
– Я голосую всегда за сознательность в творчестве и искусстве, и мне важно подчеркнуть, что мой герой несмотря на всю эмоциональность, делает вполне осознанные шаги, таким образом проверяя жизнь. Но он не хочет анализировать свои поступки, лишь в финале берет за них ответственность и круто меняет жизнь. Мы пытаемся взрастить думающее общество — мне повезло, что я оказался в Театре Юных Зрителей и умею доступ к подрастающему поколению. Мне бы хотелось, чтобы подростки думали, прежде чем что-то сделать, хотя бы о том, выгодно это им или нет.
– Это ваша первая работа с главным режиссером театра Сусанной Цирюк. Как проходили репетиции
– Сусанна Юрьевна — понимающий человек, она не недогружает и не перегружает, находит определенный подход к каждому артисту. Я ощущал себя достаточно комфортно — где мог задать вопрос – задавал. Получал ответ, но, возможно, не всегда понимал его глубину. У Сусанны Юрьевны большой опыт, она размышляет своими категориями и мне приходилось «раскапывать», что она имеет в виду. Это было здорово!
– Что вы нового поняли о себе благодаря этой работе?
– Выпуская «Маскарад» я пришел к выводу, что единственный критерий правильности того, что ты делаешь — это твое личное ощущение: тебе будут говорить, помогать, указывать на и сильные и слабые стороны, советовать, как лучше делать, но гоняться за этими мнениями нет никакого смысла. Если ты получаешь удовольствие в процессе работы, значит ты делаешь все правильно. А если 150 тысяч человек тебе скажут, что ты делаешь все хорошо, но ты не будешь испытывать удовольствия, значит, что-то пошло не так. Надо слушать свое сердце.
– В конце прошлого сезона вы выпустили спектакль «Класс коррекции» по повести Екатерины Мурашовой. В этой работе к подобному выводу приходит и ваш герой Антон.
– Он идет даже дальше. Новый одноклассник Юра, передвигающийся на коляске мальчик с ДЦП, переворачивает его сознание. Юра легко относится к жизни, он постиг определенный дзен, понимает, что он – это не тело и не мысли, он — это пустота или весь мир сразу. Антона цепляет такое восприятие реальности, и Юра оказывается единственным светлым человеком в этом озлобленном обществе трудных подростков, где все зациклены исключительно на вопросе выживания. Антон начинает у него учиться и в результате понимает, что и у него внутри есть такой же свет. Юра как настоящий профессиональный наставник, коуч, отзеркаливает Антона и дает ему возможность выбраться из темного и безнадежного мира, который его окружает.
– Во многих ваших героях заключена тьма которая к финалу спектакля перерастает в свет. Тоже самое можно сказать про Витю из «Дорогой Елены Сергеевны».
– Все мои герои проходят путь от закрытости к открытости миру. Витя – это единственный персонаж, кто на самом деле переживает за оценку, потому что если он не получит хороший результат, его мирок, за которым он спасается от реального мира, рухнет — его отправят в армию, где он столкнется с суровой реальностью, а он к этому не готов. Несмотря на прагматизм, Витя – чувственный человек, эмоционально открытый. Он видит всю эту бойню и в результате принимает сторону души, а не ума.
– Семен, чтобы вам хотелось бы сыграть в будущем?
– Мне бы хотелось сыграть что-то не столь эмпатичное: в жизни я прячусь от эмоциональной открытости, и поэтому мне хочется на сцене попробовать это осознанно и намеренно. Профессионально понять, какими именно конструкциями я закрываюсь от этой эмоциональности. Все работы, в которые я кидаюсь, направлены на то, чтобы я боролся со страхом эмоциональной открытости и шел через него. Но в моей голове есть конструкция, которая не дает мне расслабиться, и мне бы хотелось изучить ее — сыграть какого-то персонажа, который прячется, прячась, а не прячется, пытаясь открыться.
Елизавета Ронгинская специально для Musecube
Добавить комментарий