Шекспир — дело молодых

7 октября в театре имени Вахтангова состоялась премьера спектакля «Ричарда III». Пьесу Шекспира поставил знаменитый грузинский режиссер Автандил Варсимашвили. За день до премьеры был запланирован пресс-показ, однако в его организацию по-шекспировски нагло вмешались силы судьбы.

Утром 6 октября исполнитель заглавной роли попал в аварию. К счастью, без ущерба здоровью, но вот на сцену он уже не попал. Труппе пришлось срочно перекраивать весь план и показать совсем не те отрывки, которые они собирались. «У нас сегодня Ричард без Ричарда», — пошутил режиссер.

Вот почему московская пресса увидела только два отрывка из спектакля. Но зато таких, после которых хочется требовать еще и еще. С использованием параллельного монтажа (насколько этот термин применим к театру), под запредельную музыку Збигнева Прайснера (это только один из композиторов, которых выбрала для оформления спектакля супруга режиссера, Элисо Орджоникидзе), сцена убийства Кларенса выглядит безумной, мистической и очень страшной.

Лауреат Государственной премии Грузии Автандил Варсимашвили не впервые ставит Шекспира, и не впервые — именно эту пьесу, кровавую историю о цене восхождения на трон. Один «Ричард III» уже идет в Тбилиси, в «Свободном» театре под его руководством. Но, как уверяет сам режиссер, тот спектакль совсем о другом. «В каждом театре свой зритель, и московский спектакль рассчитан на зрителя Вахтанговского, который чуток к каждому слову и жесту».

Видимо, примерно так же участники труппы чутко прислушиваются к своему командиру: когда все участники спектакля усаживаются на служащие декорациями ящики, они выглядят, как семья на отдыхе. Впечатление еще больше усиливается, когда актеры символически передают «отцу семейства» меч, который в свое время держал в руках Михаил Ульянов — исполнитель роли Ричарда в постановке 1976 года.

Большая часть труппы — молодые люди. По словам Варсимашвили, только так и можно ставить Шекспира. «Шекспир писал для молодых актеров, это уже потом сложился стереотип, что его нужно играть только после определенного возраста, накопив жизненный опыт».

Вот почему молодость сквозит во всех деталях пьесы — в резком гриме и неисторичных костюмах, в пластике и интонациях актеров. «Ричард III» — жестокий и уверенный в себе Шекпсир, наглый и страстный, выбивающий из колеи. Шекспир, которого определенно стоит увидеть.

Светлана Горло, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Яны Овчинниковой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.