«Щелкунчик: Королевство летучих мышей», или Гофман, Чайковский и Бертон

В каждой стране популярны свои новогодние истории. У нас  это «Морозко» и «Двенадцать месяцев», в бывших социалистических странах Европы – «Три орешка для Золушки» (хотя, и в России этот фильм очень любят), в США – «Один дома» с Маколеем Калкиным и «Эта прекрасная жизнь» Капры. Пожалуй, только один сюжет интернационален, его понимают и любят и в Европе, и в Америке, и в Азии —   «Щелкунчик». Возможно, если бы не Чайковский, эта сказка так и осталась бы не очень известным произведением прусского сказочника, умершего в начале XIX века. Но гений русского композитора превратил историю о девочке и уродливой игрушке в шедевр, прославляющий любовь и веру в добро.

Под Рождество выходят фильмы о Щелкунчике, балеты, спектакли, ледовые шоу и пр. В декабре этого года  в Москве состоялась премьера шоу «Щелкунчик: королевство летучих мышей». Зачем же понадобилось режиссеру и автору сценария Екатерине Малой превращать обычных серых мышей в летучих? Вероятно, по двум причинам. Во-первых, шоу поставлено в стилистике Тима Бертона, а нетопыри издавна считаются спутниками ведьм и колдунов и вообще не слишком приятными созданиями. Эта деталь сыграла роль перца, придав постановке особо яркий вкус. Рецепт был прост: взять отличную музыку, старую сказку, красивых молодых танцоров и циркачей, добавить летучих мышей и пару скелетов. Употреблять, не взбалтывая. Во-вторых, в шоу показаны многочисленные цирковые номера, а наличие таких героев позволяет привлечь воздушных гимнастов. Ведь шоу представляет собой синтез из балета, пантомимы и цирка. И даже химические опыты тут проводятся.

В этом спектакле Мари предстает ученицей магической академии, в которой преподает Дроссельмейер. Конечно, это учебное заведение не может располагаться в обыкновенном типовом здании, поэтому зрители увидели интерьеры готического замка с узкими окнами, высокими потолками, крутыми лестницами, богатой библиотекой, темным чердаком и огромными часами, которые отмеряют время так, как им вздумается.  Все это было показано на огромном экране, при это проекция выглядела настолько объемно, что казалось, можно подойти и открыть изящное стрельчатое окно или взять в руки тяжелую книгу в кожаном переплете. Чувство сопричастности добавляют и световые дорожки, которые бегут по зрительским рядам, превращая арену в сказочный зал.

И на фоне всего этого строгого великолепия, как черный тюльпан в праздничном букете, выделяется Мари. Строптивая бунтарка, которая отказывается носить форму, наряжаясь в траурное платье, отделанное кружевом. Балерина Алина Руденко передала очарование и угловатость совсем юной девушки, которая еще не нашла себя и протестует против условностей взрослого мира. Ее Мари хрупка, прелестна и отважна. Она не побоится вместе с нелепой игрушкой, Щелкунчиком, сражаться с полчищами летучих мышей.  Роль Щелкунчика исполнил Владислав Коляда. Его персонаж достаточно сложный: сначала это невзрачная игрушка, потом – юный герой, сражающийся с нетопырями и в конце – реальный человек, еще один ученик Академии.  Если вас пугает балетная подготовка артистов, то спешу заверить: даже учитывая, что они не произносят ни слова, зрителям понятно происходящее, настолько виртуозно поставлена пантомима.

Во втором отделении по большей части идут чисто цирковые номера, причем сделанные в национальных традициях. Жонглеры и эквилибристы выступают как представители арабского Востока (купола мечетей и легкие белые одежды), Китая (пагоды и синие кафтаны) и России (качели и красные рубахи). Вам это ничего не напоминает? Правильно, тут использована музыка национальных танцев из балета Чайковского. Кстати, многие участники представления также исполняли элементы цирковых номеров, чьим созданием занималась Екатерина Романова. Летали по воздуху подданные Мышильды, танцевали на роликовых коньках ученики Академии и даже дирижер оркестра немного полетал над сценой, что было весьма неожиданно. Причем, это не мешало ему управлять своей командой музыкантов. Надо отметить, что мелодии Чайковского прошли сложную аранжировку и шоу сопровождали не только симфоническая музыка, но и орган, аккордеон, синтетическая музыка и пр. Композиторы Imperial Orchestra под руководством Дмитрия Кошелева обработали все элементы и создали органично звучащую партитуру.

Минусы. Ближе к концу был исполнен танец под «Вальс цветов» и, к сожалению, тут вкус создателям шоу немного изменил. Ибо под эту музыку танцевали все, что угодно, но только не этот танец. К тому ж костюмы танцоров, очень красивые, если брать их отдельно, были бежево-желто-коричневого цвета, что плохо сочеталось с черном платьем Мари и красным мундиром Щелкунчика.  А огромные золотисто-желтые розы в руках танцовщиц наводили мысли о разлуке и измене.

Ну, а общее впечатление весьма хорошее. «Щелкунчик: королевство летучих мышей» — это прелестная готическая сказка с очаровательными и забавными героями, переносящая нас в невероятно красивый мир.

Екатерина Урзова специально для Musecube
Фотографии Елены Клюевской можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.