Третий день БТК-ФЕСТа решил с максимальным разнообразием представить фриковую тему: имела место и парадоксальная постановка MATITA Theater «Счастливые кости» о смерти и жизни, и израильский спектакль «Пластмассовые герои», поднимающий тему борьбы и насилия, и костюмированный бал фриков на off-программе. Многие зрители с нетерпением ждали вечерний показ на большой сцене БТК, поскольку Красноярский театр кукол привез постановку «Хармс. Анекдоты, случаи, стихи» самого «сибирского режиссера» Руслана Кудашова, любимца петербургских театралов.
Руслан Кудашов – режиссер вдумчивый и поэтичный, поэтому его увлечение мастерами слова вполне объяснимо. В его постановках Платонов и Башлачев, Высоцкий и Шекспир, реализованный Хармс и запланированный Бродский становятся близки и понятны широкой аудитории и откликаются на вопросы разных возрастов. Для своего красноярского опыта режиссер взял в помощь слаженную и талантливую команду местного кукольного театра (Борис Смелянец, Ольга Гаврилова, Александр Лозицкий, Даниил Комаров, Алексей Беляев, Екатерина Кимяева, Ирина Нечитайло, Галина Паршина) и художника Марину Завьялову, а еще арсенал причудливых игрушек и даже Пушкина с Гоголем. Впрочем, появление последних в мире советского писателя совершенно неудивительно, ведь известный мастер поэтических оксюморонов, петроградско-ленинградский поэт Даниил Иванович Хармс – любитель пошутить, и такие сценические решения он бы, несомненно, оценил.
Несмотря на сложную и трагическую биографию Хармса, спектакль решен в совершенно иной, сатирической форме. Недаром в название вынесены примечания – случаи, стихи и, можно добавить, курьезы, попадать в которые и рассказывать о которых поэт был большой мастак. Восемь актеров за час сценического времени набрасывают разрозненную картину советской жизни первой трети двадцатого века, а соединяют эти этюды – карикатурный Александр Сергеевич и Николай Васильевич, от чьих лиц идет повествование. Эти куклы как будто вышли из первых отечественных шаржей, настолько ироничными и журнальными они выглядят.
Сумасбродный мир Хармса наполнен совершенно разными героями его произведений, а также современниками писателя. Вот проплывает крейсер Аврора, который бравурно несет на плечах подвыпивших красноармеец. Вот мимо проносится чудотворец, погоняемый мертвой кассиршей, а вот пролетает рыжеволосая фея. Она пищит знаменитые строки Даниила Ивановича: «Мне все противно, миг и вечность Меня уж больше не прельщают», и сразу не разберешь, кто это: законная супруга поэта Эстер Русакова или художница Алиса Порет, за которой он безуспешно ухаживал. Эта порхающая кокетка словно поэзия Хармса – она легка и подвижна, слегка чудаковата, но, определенно, очаровательна в своей несобранности и остроумии.
В спектакле Кудашова верно подсмотрено и подхвачено то падение человека, которое так огорчало писателя. Если уж человек движется по наклонной, считал Даниил Иванович, надо делать это с интересом, энергично и не оглядываясь. Так и поступают персонажи на сцене, демонстрируя разложение людской природы и породы.
В свое время Хармс говорил так: «Всякая мудрость хороша, если ее кто-нибудь понял. Непонятая мудрость может запылиться», и это наставление можно перенести на свежеиспеченный спектакль. В нем все характерно и просто, аллюзии на нынешнюю своеобразную реальность считываются без труда и лечатся хорошей порцией здорового смеха, который, как известно, лучшая пилюля.
Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь
Добавить комментарий