Сибирская порция анекдотов

Третий день БТК-ФЕСТа решил с максимальным разнообразием представить фриковую тему: имела место и парадоксальная постановка MATITA Theater «Счастливые кости» о смерти и жизни, и израильский спектакль «Пластмассовые герои», поднимающий тему борьбы и насилия, и костюмированный бал фриков на off-программе. Многие зрители с нетерпением ждали вечерний показ на большой сцене БТК, поскольку Красноярский театр кукол привез постановку «Хармс. Анекдоты, случаи, стихи» самого «сибирского режиссера» Руслана Кудашова, любимца петербургских театралов.

Руслан Кудашов – режиссер вдумчивый и поэтичный, поэтому его увлечение мастерами слова вполне объяснимо. В его постановках Платонов и Башлачев, Высоцкий и Шекспир, реализованный Хармс и запланированный Бродский становятся близки и понятны широкой аудитории и откликаются на вопросы разных возрастов. Для своего красноярского опыта режиссер взял в помощь слаженную и талантливую команду местного кукольного театра (Борис Смелянец, Ольга Гаврилова, Александр Лозицкий, Даниил Комаров, Алексей Беляев, Екатерина Кимяева, Ирина Нечитайло, Галина Паршина) и художника Марину Завьялову, а еще арсенал причудливых игрушек и даже Пушкина с Гоголем. Впрочем, появление последних в мире советского писателя совершенно неудивительно, ведь известный мастер поэтических оксюморонов, петроградско-ленинградский поэт Даниил Иванович Хармс – любитель пошутить, и такие сценические решения он бы, несомненно, оценил.

Несмотря на сложную и трагическую биографию Хармса, спектакль решен в совершенно иной, сатирической форме. Недаром в название вынесены примечания – случаи, стихи и, можно добавить, курьезы, попадать в которые и рассказывать о которых поэт был большой мастак. Восемь актеров за час сценического времени набрасывают разрозненную картину советской жизни первой трети двадцатого века, а соединяют эти этюды – карикатурный Александр Сергеевич и Николай Васильевич, от чьих лиц идет повествование. Эти куклы как будто вышли из первых отечественных шаржей, настолько ироничными и журнальными они выглядят.

Сумасбродный мир Хармса наполнен совершенно разными героями его произведений, а также современниками писателя. Вот проплывает крейсер Аврора, который бравурно несет на плечах подвыпивших красноармеец. Вот мимо проносится чудотворец, погоняемый мертвой кассиршей, а вот пролетает рыжеволосая фея. Она пищит знаменитые строки Даниила Ивановича: «Мне все противно, миг и вечность Меня уж больше не прельщают», и сразу не разберешь, кто это: законная супруга поэта Эстер Русакова или художница Алиса Порет, за которой он безуспешно ухаживал. Эта порхающая кокетка словно поэзия Хармса – она легка и подвижна, слегка чудаковата, но, определенно, очаровательна в своей несобранности и остроумии.

В спектакле Кудашова верно подсмотрено и подхвачено то падение человека, которое так огорчало писателя. Если уж человек движется по наклонной, считал Даниил Иванович, надо делать это с интересом, энергично и не оглядываясь. Так и поступают персонажи на сцене, демонстрируя разложение людской природы и породы.
В свое время Хармс говорил так: «Всякая мудрость хороша, если ее кто-нибудь понял. Непонятая мудрость может запылиться», и это наставление можно перенести на свежеиспеченный спектакль. В нем все характерно и просто, аллюзии на нынешнюю своеобразную реальность считываются без труда и лечатся хорошей порцией здорового смеха, который, как известно, лучшая пилюля.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.