Синий-синий, презеленый, красный шар…

ozdzkJq2n3EКалейдоскоп чувств развернулся на камерной сцене МДТ в премьере Авторского театра Tate modern.

На камерной сцене МДТ — Театра Европы 6 и 7 октября Авторский театр режиссера Олега Дмитриева представил премьеру спектакля «Tate Modern». Авторский театр — это негосударственный коллектив, не имеющий собственной площадки и финансирования сверху. Спектакль «Tate Modern» вышел в свет благодаря добровольным пожертвованиям, собранным через Интернет.

В основу постановки легла пьеса молодого петербургского драматурга Юлии Савиковской. Олег Дмитриев рассказывал перед премьерой, что театр долго искал современного автора и выбрал Юлию, потому что, она «пишет о том, что хорошо знает».

Главная героиня Ксения врывается в пьесу и квартиру Ливанова с чемоданом прямо из Лондона и сообщает, что учится в Кембридже. Юлия Савиковская – аспирантка Оксфордского университета, несколько лет живет на две страны. Лондон и Петербург являются отдельными персонажами пьесы. О них героями сказано многое.

SZNufIBq8u0В пьесе три действия, три времени года, три героя, три возраста – в основе сюжета любовный треугольник. 20-летний юноша Константин и его 40-летнний отец влюбляются в одну женщину и, кстати, ее возраст, как симпатии к этим двум мужчинам, ровно посередине. «Это история трех одиночеств», — поясняет режиссер. Герои много и долго говорят друг с другом, но не всегда слышат собеседника. Все хаотично, как в калейдоскопе, об который постоянно спотыкается Ксения, или, как в галерее современного искусства…

Да, Tate Modern – это название лондонской галереи модернистского и современного искусства. О ней герои говорят много, и она тоже становится отдельным персонажем-символом. Для каждого своим. Для Константина – она идеал, мечта, к которой нужно стремиться, место, куда можно и нужно убежать. Для Ксении… это, возможно, она сама. Яркая галерея, переделанная из бывшей электростанции. Девочка из Обухова, ставшая студенткой Кембриджа. Для Ливанова в Tate Modern превращается его комната на улице Пестеля, потому что, по словам Ксении, он сдался.

Действие спектакля проходит в крошечном пространстве камерной сцены, задействованная в постановке площадь действительно равна размеру обычной комнаты. Никакой сцены, декорации разбросаны по всему пространству, как и зрители. Такое единение публики и актеров создает особую атмосферу вовлеченности. Мы все как будто немые свидетели и участники.

Zhb3IVqtPygВ спектакле в принципе очень странные пространственно-временное ощущения. Времена года сменяются неожиданно, временные переходы внезапны. Время бежит и в то же время оно остановилось на месте.
Все три актера спектакля из МДТ. Но Авторский театр и работа Олега Дмитриева чувствуется в каждом из них. Это авторское «Я», это переосмысление роли под себя, это чувства, которые через край. Все три героя в какой-то момент пускают слезу и делают это мастерски, по-настоящему – с трясущимся подбородком и руками. Сильно играет и ведущий артист труппы МДТ Сергей Власов, и стажер Евгений Серзин.
Любовный треугольник и проблема поколений в спектакле дополняется проблемой отцов и детей в прямом смысле слова. Константин и Ливанов оказываются связанными родственными узами. Этот поворот сюжета, привнесенный режиссером, усиливает драматичность ситуации. И усиливает значение от «Гамлета», которого читают герои. Помните бессвязные монологи, которые ведет Гамлет, чтобы казаться сумасшедшим? Герои пьесы Савиковской иногда тоже сходят с ума.

В образ Константина, как показалось, добавлено больше эмоциональности. В пьесе он студент Техноложки, в спектакле – Кулька. Встав на табуретку, он с эмоциями читает эпатажное стихотворение Владимира Горохова «Бывает все так классно, классно все, потом ба-бах ужасно стало все»… И снова возвращается к тексту.

Впрочем, спектакль Tate Modern довольно специфичен. Как принято говорить – на любителя. В нем практически нет динамики, одна сюжетная линия, одно пространство и всего три героя. Диалоги затянуты и не всегда со смыслом. Много пауз. Кажется, героям тесно в рамках их диалогов, они начинают ползать по сцене, плакать, выходить «в окно». По крайне мере, так показалось мне – одному из любителей. Как отреагируют массы – время покажет. Ведь путь этого спектакля только начинается.

Юлия Земскова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Виктора Васильева, предоставленные Авторским театром


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.