Сказка о попе и работнике его Балде: в театре Вахтангова разыграли Пушкина

Сказка о попе и о работнике его БалдеНа сцену выходят Олег Лопухов и Николай Романовский. Они одеты в классические артистические костюмы и больше похожи на конфераньсе. Такая эстрадная комическая пара, еще более комичная в своей шаблонности: две противоположные комплекции, два кардинально разных типажа. Что они будут делать: петь частушки или куплеты? Возможно, но за их спиной спрятан не рояль в кустах, а настоящий миниатюрный оркестр: Наталья Туриянская отвечает за фортепиано, Николай Мызиков за контрабас, а за ударными — Евгений Полтораков.

 

Нет, эта веселая компания разыграет Александра Сергеевича Пушкина. Да так, что действительно: “ай, да Пушкин, ай, да… молодец!” Неточность цитаты обусловлена цензурой: в первую очередь спектакль детский.

 

Но получат удовольствие и взрослые. Когда еще можно будет, без стеснения, вместе с детьми изображать лес, море и чаек, участвовать в интерактиве? Начнут артисты с того, что представятся не героями сказки, а именно артистами, и даже проведут для детей речевую разминку.

 

Итак, тут никто не скрывает, что это — театр. Если хотите, даже балаган. Как сказал о спектакле его режиссер Александр Коручеков: “В “Сказке о попе…” сильнО балаганное, площадное начало. Два актера разыгрывают сказку, читают слова от автора, становятся персонажами истории”. А поскольку это — абсолютная игра, то и перевоплощение актеров легкое, шуточное. Так, накинув на голову платок и изменив голос, поп становится попадьей, нацепив комичные очки — чертенком, став на колени — малым дитятей. Динамично сменяющиеся образы раскрывают истинное комическое начало Олега Лопухова, которому, кстати, и принадлежит основная идея спектакля.

 

Отличный тандем создает Лопухов с молодым стажером Николаем Романовским. Его добродушный Балда тут же становится любимым героем детей: столько в нем обаятельного озорства.

 

Особенно хочется отметить темпоритм спектакля: за выверенной пластикой, в которой нет ни одного неточного движения, быстрой сменой обстоятельств, игрой, больше похожей на четко срепетированный танец, совсем не теряется пушкинский текст и смысл.

 

За этот час произойдет очень многое: ловкий Балда победит чертей и накажет жадного попа, дети превратятся в зайцев, артисты споют и станцуют, а музыканты оформят спектакль практически во всех жанрах: от рок-н-ролла до регги.

 

Декораций, как таковых, нет: спектакль был сделан для Арт-кафе, за столиками зрители могут пить чай, а какие-либо декорации в этом жанре смотрелись бы просто глупо. Легкий реквизит подчеркивает условность происходящего: например, лошадь можно сделать из веревки, а мешок для оброка превращается в гигантский воздушный шарик — детское воображение легко доработает эти образы.

 

Плутовской, веселый, светлый, в размашистой пушкинской манере, этот спектакль, как бы шутя, доказывает, что театр — это стихия без границ, и что в ней гораздо больше понятной детям игры, чем сложных спецэффектов или академичности.

 

Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.