Слёзы сквозь смех

хищники29 апреля на сцене театра «Русская песня» в Москве санкт-петербургская театральная компания «Кот Вильям» представила музыкальный спектакль «Хищники» по мотивам повести Антона Павловича Чехова «Драма на охоте».

 

Эта повесть – очень необычное произведение Чехова. Он написал его в 24 года и издал в московской газете «Новости дня» под псевдонимом Антоша Чехонте. Повесть сильно отличалась по жанру и формату от того, что было создано писателем как до этого, так и после. Сам Чехов никакого значения этой повести не предавал, не переиздавал и даже не включал в свои собрания сочинений. Литературоведы считают, что писатель пробовал себя в жанре пародии на распространённые в то время уголовные романы. С другой стороны, было отмечено несомненное новаторство в криминальном жанре, а именно повествование от лица преступника.

 

Будем честными сами с собой. Скорее всего, никто из читающих сейчас эти строки, как и ваш покорный слуга, повесть Чехова не читал. Но сомневаюсь, что есть те, кто не смотрел замечательный фильм Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Спектаклю по мотивам «Драмы на охоте» трудно избежать сравнения с этим фильмом, но я в своих оценках постараюсь не поддаться этому искушению, тем более, что в спектакле ситуации и персонажи решены несколько иначе.

 

Название спектакля «Хищники» надо читать именно в кавычках. В спектакле персонажей значительно меньше, чем в повести, и на каждого из них зритель, заинтригованный названием, примеряет маску хищника и… остаётся в растерянности. Герои пьесы могут поступать низко и подло по отношению друг к другу, но каждый из них рано или поздно сам становится жертвой, то есть ни в одном из них нет упорства и уверенности в себе настоящего хищника.

 

Управляющий графским имением Урбенин (Александр Пашутин) женится на бедной девушке, которая годится ему даже не в дочери – во внучки. Поступок предосудительный, но и счастья в браке с молодой женой пожилой сластолюбец не обретает. Его ждут унижения, позор и каторга за преступление, которого он не совершал.

 

Сама девушка, Ольга (Наталья Быстрова), выходит замуж за пожилого и пьющего, но богатого человека. Ни о каких чувствах речи не идёт – это брак по расчёту. Ни минуты она не была верна своему мужу, завела двух богатых любовников и погибла вследствие запутанности своих отношений с мужчинами. Она, без сомнения, способна любить, но и предать любовь ради материального благополучия она тоже оказалась способна.

 

Главный герой пьесы, Зиновьев (в исполнении блистательного Ивана Ожогина), заставил вспомнить другого известного убийцу из русской литературы – Родиона Раскольникова. Убив любимую женщину, он осознаёт, что «не имел права» и что он «тварь дрожащая», то есть совсем не «хищник». Так зачем же он её убил? Из ревности? Ответ на этот вопрос в рамках пьесы неочевиден.

 

Режиссёр-постановщик Валерий Владимиров обращает внимание зрителей на то, что Зиновьев совершил свой страшный поступок не тогда, когда любовница ушла от него, а тогда, когда она была готова вернуться. Роман с графом подходил к концу, тут-то Ольга и начала изливать бывшему любовнику душу и признаваться в любви. А ответом ей был выстрел. Если присмотреться к герою пьесы, становится понятно, что высшей ценностью для него является личная свобода, а любовь он готов принять только в том случае, если она не будет угрожать этой свободе.

 

Забавно было смотреть, как Зиновьев упрекает Ольгу в совершённой ошибке (браке со стариком) и не делает ничего для того, чтобы помочь ей эту ошибку исправить. Признание Ольги он воспринял как угрозу и отреагировал соответственно. Именно отреагировал, ведь свобода для него на этом как раз закончилась. Призрак убитой женщины преследует его.

 

Граф (Игорь Балалаев) – вот, казалось бы, настоящий хищник! Увести чужую жену? Пожалуйста! Предать друга? Пожалуйста! Посмеяться над старым верным слугой? Никаких проблем! Но и он в итоге оказывается… жертвой. Любовница, растрачивая его деньги, не в силах дать то, что ему нужно, а жена забирает себе его состояние, и только заступничество и помощь друга спасают графа от полного разорения.

 

Наконец, цыганка Тина (Любовь Тихомирова), влюблённая в Зиновьева, не борется за любимого, а терпеливо ждёт, когда он сам к ней явится. Житейская мудрость подсказывает ей, что это произойдёт обязательно. Но это позиция не хищника, а падальщика. И достаётся ей падаль – морально сломленный человек с расшатанной психикой. Он спит в её постели, а рядом сидит соперница, которая непобедима, потому что мертва.

 

Если «Драма на охоте» — это пародия, то смеяться совершенно не хочется. И в спектакле «Хищники» много забавных моментов, которые не веселят никого, кроме персонажей. Смех Чехова был очень злым, саркастичным. В полной мере это своё качество он проявил позже в своей революционной драматургии, но и в «Драме на охоте» уже есть признаки, перефразируя Гоголя, «слёз сквозь смех».

 

Персонажам «Хищников» трудно сочувствовать, потому что их нравственные идеалы не те, какие мы хотим для себя, по крайней мере, для их публичной демонстрации. Чехов своим искусством снимал маскировку с того, что религиозные философы называют «внешним человеком», показывая, насколько желания и поступки его современников недалеко ушли от желаний и поступков животных. Не станем забывать также, что Чехов жил и творил незадолго до гибели привычного для него мира и в лучших своих произведениях уже предчувствовал этот конец.

 

Несколько слов про музыкальную составляющую. Спектакль позиционировался как мюзикл, что не вполне корректно, так как в мюзикле музыкальные номера являются продолжением основного действия. Здесь же старинные романсы представляют собой, скорее, музыкальные паузы, маркеры переходов от одной сцены к другой. Так или иначе, исполнены они были великолепно и сильно повлияли на настроение спектакля в целом.

 

Независимо от того, читали ли вы повесть или смотрели фильм, познакомиться с новой интерпретацией чеховской повести стоит обязательно. Хотя бы ради прекрасной игры актёров и блестяще исполненных старинных романсов. Где в современном мегаполисе сейчас такое услышишь?

 

Сергей Моторков специально для MUSECUBE
Фотографии Наталии Моторковой (Белик) можно увидеть здесь
Фотографии Любови Гайворонской можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.