11 октября в рамках XXIII международного театрального фестиваля «Балтийский дом» прошла премьера спектакля «Смотреть на Жюли». Эта постановка выполнена молодым голландским режиссером Брамом Янсеным. «Смотреть на Жюли» — это абсолютно новый, во многом эскпериментальный взгляд на знаменитую пьесу шведского драматурга Августа Стриндберга «Фрекен Жюли».
События на сцене, на первый взгляд, кажутся чрезвычайно простыми и понятными. Действие происходит в 1888 году в ночь на Ивана Купалу. Фрекен Жюли, дочь уехавшего графа, остается в усадьбе со своими слугами: кухаркой Кристиной и ее женихом, лакеем Жаном. И ничто не предвещает беды, но как только уставшая кухарка уходит спать, лакей соблазняет свою госпожу и та, не пережив позора, кончает жизнь самоубийством.
Сюжет, действительно, незамысловат, но эта постановка — тот редкий случай, когда за немногочисленными событиями скрывается куда больше смысла, чем может показаться в начале. И, чтобы донести его до зрителя, Брам Янсен прибегает к нескольким необычным приемам.
Во-первых, оформление сцены. Все действие происходит в замкнутом пространстве кухни, и зрители, отделенные от нее стеклом, как бы следят за жизнью героев.
Во-вторых, звуковое оформление спектакля. Поскольку актеры находятся за стеклом, зрители не слышат реплик героев. Только несколько раз, в качестве исключения, до присутствующих в зале доносятся звуки из кухни. Все остальное время полная тишина чередуется с комментариями голоса «за кадром».
Манера этих комментариев крайне необычна и скорее напоминает речь ведущего программы о животных. Голос говорит о героях, называя их то приматами, то самками и самцами, то просто млекопитающими. Он, исследователь рода людей, поясняет, что значат некоторые повадки, и в чем скрытый смысл тех или иных действий. Все вместе это создает эффект, будто вы наблюдаете за животными в клетке и одновременно слушаете занимательный рассказ зоолога, но ведь этими животными являетесь вы сами…
В этом спектакле маленькая кухня становится местом, где идет утонченная борьба за власть. И выживает всегда тот, кто лучше приспособится. Именно поэтому в конце постановки голос за кадром сообщает, что дочь графа – это вымирающий вид, а лакей – это вид, который выживет.
И все-таки, что отличает нас от животных? Именно так формулируют свой главный вопрос авторы спектакля и сразу же предлагают ответ. Это мечты, сны, стремления человека, — все то, что делает его по-настоящему уникальным и неповторимым.
Да, говорит голос за кадром, нельзя преодолеть автоматизм, с которым мы выживаем. Да, первичные потребности остаются крайне важными, и больше всего на свете самцы любят пищу. Да, порядок очень глубоко укоренился в нас, и на социальной лестнице доминирующие приматы всегда будут на ступеньку выше обычных. Но ведь надо оставаться людьми несмотря ни на что, и именно об этом нам напоминает спектакль «Смотреть на Жюли».
Отдельно хочется сказать несколько слов о потрясающей игре актеров. Кея Квестро, Ваня Рукавина и Йиска де Вит своим мастерством, своей блестящей мимикой и пантомимой смогли передать все самые тонкие оттенки чувств, все то, что оставалось между строк.
«Смотреть на Жюли» — это удивительно мудрый, но не лишенный юмора спектакль, который затрагивает самые все важные понятия в человеческой жизни и который позволяет посмотреть на себя со стороны, чтобы о многом задуматься.
Инна Дмитриева, специально для MUSECUBE
В репортаже использована фотография с официального сайта театра «Балтийский дом»
Добавить комментарий